Крестьянская свадьба

Свадьба

Вторым после крещения важнейшим событием в жизни человека в старину называли свадьбу. Создание семьи у всех народов было связано с различными обрядами. В русской культуре свадьбы были не только красивым, пышным, веселым действием, но торжеством имеющим свой смысл. Наши предки тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда: от сватовства до подклета, ничего нельзя было забыть или пропустить, ведь от этого зависело благополучие и спокойная жизнь новой семьи. Свадьбы играли в определенное время года, обычно поздней осенью или зимой.

В традиционной культуре русских нормы поведения запрещали добрачные сексуальные контакты, предписывали вступать в брак только по благословлению родителей, сохранять семью при любых условиях, вступать в повторный брак в случае вдовства. Указами Святейшего Синода были определены степени родства для вступления в брак, запрещались браки между близкими родственниками, двоюродными братьями и сестрами. Специальное разрешение на брак от епископа (архиепископа) требовалось, если: 1) два родных брата женились на двоюродных сестрах, 2) два брата женились на тетке и внучке ее родной сестры, 3) дед и внук на двоюродных сестрах, 4) отец и сын на троюродных сестрах.

Согласно гл. 2 «Прав семейных» Собрания законов Российской империи был установлен минимальный брачный возраст для мужчин — 18, для женщин — 16 лет. По материалам метрических книг, во второй половине XIX — начале ХХ в. средний возраст вступления в первый брак в Западной Сибири для мужчин составлял 22−23 года, для женщин — 21−22 года. Для сравнения, средний возраст вступления в брак в Европейской России составлял для мужчин — 24,8 года, для женщин — 20,7. Раньше всех женились крестьяне и мещане, позже всех — военные и купцы.

Сватовство

О девушке, которую хотят просватать, родители парня предварительно собирали точные сведения, избегая семей, где страдают тяжелыми телесными или душевными болезнями, воровством, пьянством или другими пороками.

Главным действующим лицом на сватовстве являлась сваха. Эта женщина, которая отличалась красноречием. Она могла быть родственницей парня или совершенно чужим ему человеком.

Сваты присаживались на лавку возле двери и ждали приглашения к столу. Прямо сказать о цели своего прихода было нельзя — это значило испортить весь обряд, поэтому начинали издали. «Здравствуйте, хозяева! Шли мы дорогою трудною, шли мы лесами темными, шли мы полями широкими. Устали мы, замерзли мы. Ой, да не зря мы шли! Полюбил добрый молодец красну девицу, ноет его сердце, сохнет он в одиночестве, будто травка на горючем песке…»

Родители девушки спрашивали ее согласие. Если девушка была не согласна, родители сообщали об этом сватам: «Ой, да она еще мала! Да она еще в куклы не наигралась! Да у нас и приданного нет…» Если девушка согласна, сваты ударили по рукам, договорились. Иначе это называли «сговор». Отсюда одно из названий просватанной девушки — «сговорилка». Родители девушки и парня назначали день свадьбы. В традиционной русской культуре свадьбы обычно выпадали на время поздней осени, начиная с Покрова или совершались в зимнее время.

Обговаривали будущие родственники и организацию самой свадьбы. Если девушка была из бедной семьи, то устройство свадьбы брали на себя родители жениха. Если семьи ровнялись достатком — в складчину.

Девушки выходили замуж с приданным. В приданное входили пуховая перина, подушки, шаль, платья, отрезы ткани и прочее. Иногда можно было высватать с девушкой даже корову и коня.

Случались свадьбы «убёгом». Это не всегда было добровольное похищение невесты, с молчаливого согласия родителей обеих сторон. Например, девушка из бедной семьи уходила в работницы в богатый дом. Замуж ее брали как сироту.

Девичник (девишник)

Девичник проводился вечером накануне свадьбы. На девичнике пелись особые песни, выражающие расставание девушки со своей свободой.

Накануне свадьбы девушку вели в баню, где ее мыли со слезами и причитаниями, как омывают покойницу. Подружки расплетали ей косу и «опевали» ее.

Вы попойте, любезные подруженьки,
Во первой, да во последний раз,
О девичьей красе,
О шелковой косе.

После этого волосы заплетали по-бабьи и убирали под платок или фату. Отныне волосы ее будет видеть только муж.

Обязательным перед свадьбой было «вытьё» невесты. Плакала она на «вечерней заре Маремьяне и на утренней заре Марие». Вытьем прощалась с вольной девичьей жизнью, уходя к чужим людям, на чужую сторону.

Подружки уходили домой, чтобы на следующее утро прийти убирать ее к венцу. 

Выкуп

В день свадьбы приезжал жених (жених — тот, кто едет за женой). Вместе с ним приезжали гости и «дружка». Дружка — это не просто приятель жениха, а свадебный колдун, который следил, чтобы молодых не сглазили.

Невесту прятали и заставляли жениха ее выкупать. Заходил жених в ограду — выкупал в воротах, заходил в дом — выкупал в сенях. В качестве выкупа (подружкам невесты) подходили платочки, дешевые колечки, пряники, конфеты, деньги и вино.

В доме невесты жених и гости садились за стол. После небольшого застолья ехали венчаться.

Дружка зорко следили, чтобы свадьбу не испортили. Проверял, не насыпано ли на крыльце соли или речного песка. Осматривал хомуты, сбрую: нет ли где колючек, репья или звериной шерсти, от которой кони храпят и не идут.

Если всё в порядке, то садились в свадебной «поезд» и после благословления молодых родителями невесты ехали в церковь.

Венчание

Родители невесты благословляли молодых, при этом невеста прощалась с родителями, и свадебный поезд ехал в церковь. Если дождь смочит свадебный поезд, говорили, это к счастью, ибо обещает благодать и изобилие.

Во время венчания кто первым из новобрачных ступит на подножие, тот и будет властвовать в доме.

Молодых подводили к аналою, священник начинал обряд венчания.

Если у новобрачных венчальные свечи горят тихо или ровно, это обещает им тихую спокойную жизнь. У кого из них венчальная свеча сгорит раньше, тот раньше умрет. Венец не надевают на голову невесты, народ считает такой брак недействительным, незаконным, и предвещает беду.

Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет.

При благословении на супружество священник надевал новобрачным кольца, потом обвязав руки белым полотном, водил около аналоя. При совершении этого обряда, он давал им пить красное вино три раза. После венчания молодые целовались. Родственники и друзья их поздравляли.

Всякое движение молодых при выходе из церкви замечали и трактовали по-своему старухи.

Свадебный пир

После венчания свадебный поезд ехал в дом жениха с гиканьем, свистом, перезвоном бубенцов и колокольчиков. Поезд встречали выстрелами из ружей. Стреляли и во время застолья, говоря: «Какая хорошая свадьба, какая красивая невеста».

Молодых встречала мать жениха, которая выносила каравай. Каравай — это символ наделения долей. От него нужно было отломить по кусочку.

Как только молодые заходили в дом, то старухи запирали за ними замочек, чтобы брак был крепкий. Замочек бросали под крыльцо, а ключ — в колодец.

В доме жениха все садились за общий стол, обычно Г-образный. Молодых сажали в передний угол, по бокам от них размещались родители, родственники и знакомые.

Пространство возле стола было свободным для игр и плясок. Свадьбу вели, «опевали» специально приглашенные песенницы. Песни были разные: и веселые, и грустные. За свою работу песенниц награждали подарками, орехами, пряниками и конфетами. Стреляющим под окнами жених выносил четверть водки или деньги.

В старину в Сибири было принято гостей качать, иногда вместе со стульями, причем жена садилась к мужу на колени и качалась вместе с ним. Качальчики при этом приговаривали: «Ни лист, ни трава расстилается, ни буйная головушка качается». После этого следовал вопрос: «Даришь или золотишь?». Если гость отвечал «дарю», то должен был угостить качальчиков водкой, есть отвечал «золочу», то деньгами.

Подклет, сенник

Еще во время веселья молодых уводили на первую брачную ночь, а гости между тем оставались пировать, нередко до самого рассвета. С невесты снимали фату (символ девичества), песенницы пели последнюю песню. Для первой брачной ночи молодым отводилось нежилое помещение, например, амбар. Их провожали сват и сваха. Мать жениха стелила им чистую белую простынь. Дружка с обнаженной саблей караулил возле сенника, чтобы жениха и невесту не испортили.

Через некоторое время молодых приходили проведовать, узнать «как у них дело сталось». Гостям выносилась рубашка невесты и простыня.

Если невеста честная, то гости на радостях били горшки и веселились пуще прежнего. Если невеста оказалась не девственна, то на пол перед гостями сыпали золу из печи, уголь и всякий сор, на отца невесты надевали хомут. Жених мог от нее отказаться и гуляние прекратить, после этого семья невесты считалась опозоренной.

Подклет является кульминацией свадьбы. После этого обряда женщина уже не невеста, а молодая жена (молодуха).