Головной убор

Головные уборы

В традиционной культуре головные уборы это одна из важнейших частей одежды, которая была не только для украшения, но и имела магическую защитную функцию и подчеркивала социальный статус человека (в старину говорили: «по Сеньке шапка»). В разных обрядах и ритуалах полагалось либо снимать головные уборы, либо их надевать, например, при входе в храм мужчины снимали шапки, а женщины надевали платки. Нужно отметить, что для холостых людей и женатых/замужних были разные головные уборы. Например, у русских девушки носили волосы, заплетенные в косу, а головным убором была простая цветная лента. Замужние женщины прятали волосы под платок, это было связано с верой в магическое свойство волос, будто бы они могут нанести вред домашнему хозяйству. В преданиях и быличках простоволосыми (с распущенными волосами) описаны ведьмы и русалки. Видеть замужнюю женщину без головного убора имел право только ее муж. Если женщина видела во сне, что она потеряла платок или платок сорвало с головы ветром, то это означало вдовство.

Издавна головные уборы сочетались с различными металлическими украшениями. Самыми красивыми были праздничные головные уборы, которые следовало одевать по праздникам или по торжественным дня. Праздничные головные уборы подчас принимали какую-то гигантскую или причудливую форму, например, высокие мужские горлотные шапки или женские кики или кокошники.

Головной убор являлся личной принадлежностью определенного члена семьи и был связан с ним незримой связью, поэтому в традиционной культуре запрещалось, к примеру, подбрасывать или вертеть шапку.

Типы женских головных уборов

Коса и лента
По русскому обычаю девушки-сибирячки заплетали волосы в одну косу. Ее украшали косниками — яркими лентами или цветными полосками ткани. Повязывали голову длинной широкой полоской ткани («повязкой»), оставляя открытой макушку. Во время свадебного обряда девушке расплетали косу и волосы прятали под платок, который являлся головным убором замужней женщины.

Платок
Повседневным головным убором замужней женщины служил платок. Платок треугольной формы (косой платок) носит название «косынка». Волосы женщины дозволялось видеть только мужу. Поэтому, женщина, появляющаяся на людях с распущенными волосами, доступными для всеобщего обозрения, воспринималась как блудница, или как ведьма. Женщине запрещалось ходить сфя непокрытой головой во время грозы — громом убьет.

Непокрытые женские волосы, по народным представлениям, могли нести вред хозяйству. Замужней женщине без платка нельзя было печь, стряпать, доить корову и т. п. — «домовой не любит».
С платком связано множество суеверий, например, если женщине приснилось, что она потеряла платок, или его сорвало с головы ветром, то ей суждено овдоветь. Платок женщине наизнанку на голову надеть — битой быть.

Шаль
Головным убором пожилых женщин являлась шаль. Объясняя это понятие, знаток русского языка В. И. Даль приводит такое определение: «Шаль — долгий платок на плечи, двойной платок».

Шамшура
Особым головным убором была шамшура. В «Толковом словаре…» В. И. Даля дается несколько определений этого слова. В Северо-восточных областях России шамшурой называли бабий подчепок, волосник, шапочку под платок и кокошник. На Русском Севере это женская теплая зимняя шапка. В Сибири так именовали кокошник или повойник.

Головные уборы сибирских татар

Мужские головные уборы

Мужские головные уборы у сибирских татар можно разделить на летние и зимние. Зимние головные уборы — это круглые «татарские» шапки и «русские» шапки-ушанки. «Татарские» шапки были глубокими, закрывали уши. Шили их в основном из меха зайца, волка или из овчины, иногда сверху покрывали плотной немаркой тканью.

На праздники надевали шапки из зеленого, красного, синего или черного бархата, обороченные мехом. Богатые татары для этого использовали мех рыси, куницы, выдры, бобра, росомахи, барсука и лисицы.

Шапки-ушанки шили из меха зайца, волки, овчины мехом внутрь, причем налобная часть и уши — мехом наружу. Шапки-ушанки могли быть нагольными или же покрытыми сукном или толстой хлопчатобумажной тканью.

Название «летние головные уборы» условно, так как носили их постоянно, и летом, и зимой под теплыми шапками. Чаще всего такие шапки называли «тюбетейки», причем татары считали это название русским. По-татарски такие шапки назывались «кэбець» («кабец», «кэбеч»). Шили их из бархата, вельвета самых разных цветов — черного, синего, красного, коричневого, зеленого. Тюбетейки украшали вышивкой шелковыми или хлопчатобумажными нитками. Орнамент был растительный в виде веток и завитков.

Женские головные уборы

В повседневной жизни замужние женщины носили платки. Женские праздничные головные уборы — шапочки «калфак» (круглые плоские, по форме напоминающие мужской головной убор). Бытовали также женские шапочки круглые с верхом в виде шлыка, который свободно свисал назад или набок. Шились шапочки из красного, зеленого, синего или фиолетового бархата и украшались вышивкой золотыми нитями, блестками и бисером. Калфак носили и девушки, а женщины поверх его накидывали шаль. Еще один женский головной убор — налобная повязка «сарауц» в виде прямоугольной или сегментальной полосы цветного бархата с золотой нашивкой или позументом, он застегивался сзади. Поверх сарауц также накидывалась шаль. Платки «яулых» женщины носили постоянно, повязывая их различными способами. Носили также шали — пуховые и шелковые. Зимой надевали бархатные шапки с меховой оторочкой — «тахья». Иногда могли надевать и под платок и поверх него.

Зимние шапки

По наблюдению С. К. Патканова, в конце XIX в. татары зимой и летом носили круглые шапки с тупым концом. Были они суконные, на меху и с небольшой оторочкой из лисьего или козьего меха. Под шапкой на гладко выбритой голове носили ермолку («аракчин», «капец»). Белые и зеленые чалмы носили лица духовного звания, муллы и некоторые почтенные старцы.

Зимние головные уборы — это круглые «татарские» шапки и «русские» шапки-ушанки. «Татарские» шапки были глубокими, закрывали уши. Шили их в основном из меха зайца, волка или из овчины, иногда сверху покрывали плотной немаркой тканью. Шапки-ушанки шили из меха зайца, волки, овчины мехов внутрь, причем налобная часть и уши — мехом наружу. Шапки-ушанки могли быть нагольными или же покрытыми сукном или толстой хлопчатобумажной тканью.

На праздники надевали шапки зеленого, красного, синего или черного бархата, обороченные мехом. Богатые татары для этого использовали мех рыси, куницы, выдры, бобра, росомахи, барсука и лисицы.

Ханты и манси зимой головы прикрывалась треухом, сшитым из двух оленьих шкурок, из которых одна была обращена шерстью внутрь, а другая — наружу.

Русские старожилы зимой носили круглую шапку, которая называлась «татарка» или традиционную шапку-ушанку. Зажиточные крестьяне для праздничных дней покупали дорогие шапки из меха соболя, куницы, бобра.