Деревянное зодчество

Деревянное зодчество

Деятельность крестьян была повсеместно связана с деревом. Из дерева делали телеги, сани, лодки, изготавливали посуду, мебель и, конечно, строили дома. Поскольку древесина была самым доступным и распространенным материалом со временем сложился особый вид архитектуры — деревянное зодчество. Деревянное зодчество охватывает большой пласт традиционной культуры — это строительство домов, хозяйственных построек, бань; плотницкое ремесло и резьба по дереву. Корни деревянного зодчества уходят в древние славянские времена. Наивысшего развития оно достигло на Русском Севере. Именно оттуда были первые русские поселенцы, которые принесли эти традиции за Урал. Примечательно, что все первые русские города Сибири начинались с крепостей — острогов. Под защитой стен размещались деревянные церкви, хоромы воевод и бояр, амбары и дома.

Основа русского деревянного дома — это сруб из бревен. Для такой конструкции не нужно гвоздей — сруб держится своим весом. Дома украшали резьбой, причем резьбой украшены были не только ставни, но и ворота, карнизы, причелины, дымники и прочее. И сейчас в России продолжают строить из дерева. Наиболее старые сохранившиеся жилые дома относятся к XVIII веку. В начале XXI века сохранять памятники деревянного зодчества очень трудно.

Деревянные церкви

В дореволюционное время населенные пункты, где была церковь, назывались селами. В деревнях, на кладбищах, на трактах ставили не храмы, а часовни. Это была небольшая постройка культового назначения с иконами, не имеющая престола и алтаря. Здесь можно было молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной — литургии. Часовню от церкви отличали не размеры, не количество икон, не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Чаще всего деревенские часовни были небольшими. Дверь их не запиралась, чтобы можно было всегда зайти помолиться и поставить свечку.

Первые деревянные церкви Сибири, согласно описанию, были очень простыми. Ставился сруб, устраивался алтарь, а для знака над крышей ставился крест (он мог быть даже без купола). Такие церкви часто именуют «клетскими». Рядом с церковью ставили звонницу (часто это был просто шатер, в котором находились колокола). Очень простым был и самый главный храм Сибири Софийский собор в Тобольске. В двадцатых годах семнадцатого столетия он был небольшим, высотой 40 венцов (около 12 метров). Рядом с храмом стояла высокая колокольня под шатровой крышей с семью колоколами.

Постепенно церкви становились больше и красивее. Ставили не один, а два или три сруба, соединенных между собой. Одни сруб являлся алтарем, другой — помещением для молитвы, третий — трапезной. Сверху над срубом (срубами) возводили двухскатную крышу, над которой ставили маковицу с крестом. Внутри церковь расписывали, а иконостас часто украшали резьбой (тогда и потребовались в Сибири искусные резчики по дереву). Иконы долгое время в Сибирь ввозились, но уже в XVII веке появились свои иконописные мастерские. Колокольни деревянных церквей становятся выше и надежнее (это были уже не столбы под крышей, а самые настоящие башни, срубленные из дерева).

В конце XVII века в сельской местности начали появляться каменные церкви. Однако построить такой храм было делом очень дорогим, а строили такую красоту по десять-пятнадцать лет. Поэтому в большинстве сел церкви оставались деревянными. Их возводили, чтобы оставить о себе добрую память, купцы и промышленники. Например, Мария Дмитриевна Менделеева в 1844 г. в селе Аремзянском построила деревянную Никольскую церковь.

К сожалению, до нашего времени большинство деревянных церквей не сохранилось (сгорели или были разобраны), но сохранившиеся вызывают интерес и восхищение. 

Деревянная резьба

Крестьяне любили и ценили красоту — ее не так много было в их простой жизни. Резьбой украшали дома, ворота, дымники. Часто встречаются резные наличники.

В резьбе крестьянских домов Западной Сибири встречаются две сюжетных линии — объемная резьба и глухая. Объемная резьба возвращает нас к известным стилям, например, к вычурному барокко. Объемная резьба красива, сложна — поэтому стоила дорого, украсить ей дом могли позволить только богатые хозяева. Один из любимых мотивов — цветы и виноградные лозы, увешанные спелыми гроздьями. Встречаются совершенно особые узоры, навеянные картинами природы: изображения кедровых и сосновых шишек.

Другая линия резьбы — резьба плоскорельефная, называемая также глухой или долбленой. Это один из самых древних видов резьбы. На толстой доске выдалбливали или вырезали углубления, которые образуют фон, выступы, возвышающиеся над фоном на один-два сантиметра, складываются в рельефный рисунок. Края выступов оставались острыми или скруглялись, чтобы придать резьбе сочность.

Во второй половине девятнадцатого столетия большое распространение приобретает пропильная резьба. Она была различной — люди состоятельные украшали дома настоящими узорами их цветов и трав, крестьяне победней предпочитали простые элементы: треугольники, ромбы, «уточек» и «курочек».