Кружевница и набивка

Кружева. Набивка

«Попробуйте меня убедить, что это сделано руками» — такая запись, оставленная в книге отзывов одного из музеев, очень точна. Восторженный посетитель был по-своему прав: непосвященному и впрямь трудно поверить, что тончайшая паутина кружев рукотворна. Однако это так. В нашей стране мастерицы издавна изготавливали тончайшие плетенные узоры из ниток, названные «русские кружева», причем делали их не только во всеми признанных центрах (Вологде, Ельце, Вятке), где работали сотни мастериц, но и в Сибири. «Морозные узоры» — часто пишут посетители выставок и музеев, глядя на их изделия. Плести кружева нелегко, поэтому мастерство было редким и передавалось от матери к дочери.

Повсеместно крестьяне изготавливали домашние ткани с набивным рисунком. Для этого брали самый обычный холст, на который наносили рисунок при помощи набивных досок «манер». Использовали натуральные краски и появлялись на полотне то яркие цветы, то сказочные животные.

Набивка (набойка)

Одним из древнейших видов промысла было изготовление тканей с набивным рисунком. Сначала крестьянки ткали холст. Готовый холст по мере надобности подвергался полной и частичной окраске. Для этой цели пользовались набивными досками из кедровых плах — манерами. Клали манеру, покрывали ее слоем краски, сверху клали холст и набивали рисунок.

Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века. Сначала в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка. В XIX в. стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Набойка существовали и в 1920—1930-е годы. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов. Полностью этот промысел был вытеснен печатанием рисунка на ткани на печатных машинах.