Торговля и купечество

Торговля

Одним из важнейших занятий населения являлась торговля, сосредоточенная в руках купцов, торгующих крестьян и бухарцев. Основой сибирского рынка второй половины XIX в. являлась ярмарочная торговля. Все ярмарки, торжки в Сибири делились по характеру торговли, сезонности и торговому обороту. Наиболее крупной по торговому обороту была Ишимская Никольская ярмарка. К крупным ярмаркам относились также сезонные тюменская Васильевская (1 января — 1 февраля) и две курганских — Дмитриевская (23−29 ноября) и Рождественская (21−28 декабря).

Среди сельских ярмарок следует выделить Обдорскую (1−20 января) в с. Обдорском Березовского округа (уезда) Тобольской губернии. Обдорская ярмарка являлась крупнейшей инородческой ярмаркой. Коренные жители Сибири привозили на нее шкуры, мамонтовую кость и рыбу, русские — хлеб, масло, чай, сахар, цветное сукно, шали, медные и железные изделия.

Со строительством железной дороги Екатеринбург ‑ Тюмень возросли обороты ярмарок юга Тобольской губернии, таких как Михайловской (1−8 ноября) в с. Слободчиковском Тарского округа, наоборот, ярмарки севера губернии (Сургутская, Тобольская и Обдорская) потеряли свое былое значение. В

В деревнях и селах действовали винные и торговые лавки, содержателями их были самые обычные крестьяне. В торговых лавках продавали ткани, табак, чай, сахар, конфеты, колбасы, баранки и сладости. Часто лавочники скупали товары крестьянской промысловой деятельности и продавали их односельчанам.

В начале ХХ в. в городах торговая лавка уступила место магазину. Не исчезая совсем, лавочная торговля перешла в разряд мелочной торговли. Расширяется магазинная торговля. Появились магазины с определенной специализацией: парфюмерные, готового платья, часовые, ювелирные и пр. Был установлен определенный режим работы. В воскресные дни и в праздники торговля не велась.

В годы советской власти основной торгующей организацией на селе был райпотребсоюз. В системе райпотребсоюза были созданы сельские потребительные кооперативы. Кроме того, действовали оптовые базы, заготовительные конторы, школы-магазины и транспортные конторы — эти организации были призваны обслуживать торговлю в сельской местности.

Торговые лавки крестьян

Большое распространение в сельской местности в старину получили торговые лавки. Обычная торговая лавка представляла собой отдельное здание или комплекс нескольких построек, предназначенных для розничной и мелкооптовой торговли. В лавках можно было купить всё, начиная от продуктов питания и заканчивая сельскохозяйственным инвентарем. Часто у лавок была своя специализация. Существовали лавки мануфактурные, бакалейные, галантерейные, кожевенные, винные и прочее.

Первоначально строгого режима работы в лавках не существовало — они открывались с приходом хозяина из дома и закрывались с его уходом. Открывались лавки также с привозом определенного товара. Затем лавочники стали оставлять за себя продавцами приказчиков. К концу XIXв. были выработаны правила для лавочной торговли. Например, лавка открывалась в 8 часов утра и закрывалась с 6−7 часов вечера, в воскресные дни лавка открывалась на 4 часа позже, в дни крестных ходов лавки открывались уже после их окончания и т. д.

Хозяевами сельских торговых лавок являлись не только купцы, но и торгующие крестьяне и бухарцы. Сельские лавочники знали всех крестьян своего селения и многих окрестных, поэтому товары часто отпускали в кредит. Обычной была практика отработки за взятый товар (например, за отрез ткани на юбку крестьянка должна была отработать на лавочника на покосе два дня). 

Пароходное сообщение и грузоперевозки

В Сибири кроме сухопутного Московско-Сибирского тракта имелся и водный путь по рекам Нице, Туре, Тоболу и Иртышу дальше на север. До появления пароходов по сибирским рекам ходили парусные суда, барки, баржи.

В 1840-х гг. появляются первые пароходы. В 1843 г. купцами Поклевским и Мясниковым был построен первый 20 сильный пароход. Затем с 1844 по 1868 гг. в одной только Тюмени было построено 19 пароходов, общей мощностью 1290 паро/сил, которые тянули баржи вместимостью от 15 до 65 пудов.

Общее же количество пароходов возросло к 1893 г. до 105 (1854г. — 3 парохода; 1860 — 10; 1870 — 22; 1875 -32; 1880 — 37; 1885 — 57; 1889 — 64; 1892 — 90; 1893 — 105).

В 1861 г. был поставлен вопрос о необходимости строительства железной дороги Тюмень-Пермь для соединения Камы и Туры. Данный проект не раз обсуждался в Министерстве Путей Сообщения. В конце 1879 г. в Министерство поступило три проекта: 1) проведение железной дороги Н. Тагил — Ирбит через Салдинский и Алапаевский заводы; 2) Н. Тагил — Ирбит — Тобольск; 3) Екатеринбург — Тюмень. В декабре 1882 г. был утвержден проект линии Екатеринбург — Тюмень по причине меньших затрат. Открытие в 1885 г. железной дороги Екатеринбург-Тюмень, стимулировало развитие грузоперевозок на речном транспорте. Если в 1865−69 гг. по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, Оби было перевезено 2,37 млн. пудов груза, в 1870−85 гг. — 2,5 млн. пудов, то в 1886 г. — 6 млн. пудов, в 1893 г. — 16 млн. пудов.

Черепановы

Семейное предание гласит, что в XVII—XVIII вв.еках Черепановы перебираются на Шарташ под Екатеринбургом из Вятской губернии. Родоначальник Фока Черепанов владел свечным заводом. Его сыновья Егор Фокич и Семён Фокич Черепановы проживали с семьями в городе Шадринске. Известно, что в 1809 году Егор Черепанов был купцом 2-й гильдии и владел в городе следующим имуществом: «Избой с двумя сенями, четыре горницы, два амбара с погребом, конюшней, баней, огородом с оградой». По ревизии 1816 года указывалось, что Семен Фокич Черепанов имел крепостных. В 1829 году он был избран городским главой Екатеринбурга. Так же им было получено разрешение на добычу разных руд и золота, в Вятской и Тобольской губернии.

Семья Егора Черепанова вместе с семьёй купца Ивана Фёдоровича Мамонтова (отца будущего мецената), переехали из Шадринска в город Ялуторовск. Семья Мамонтовых жила в Ялуторовске всего 10 лет, а вот Черепановы осели надолго в Сибири. Через некоторое время семья переехала в село Северо-Плетнёво Ялуторовского уезда, где организовала торговлю бакалейными и мануфактурными товарами.

Вот как описывают село в конце XIX века: «Волостной центр, расположенный на берегу озера Дубровное в 167 верстах от уездного центра. В селе было 77 дворов, где проживало 230 мужчин и 227 женщин. Имелась богатая церковь, построенная по проекту Юргинской, только без наружной штукатурки. Церковь была видна из окрестных 6 деревень. Работала министерская трёхклассная школа, Народная библиотека, хлебозапасный магазин, две торговые лавки, два маслобойных заводика и казённая винная лавка…

В 1914 году началась первая Мировая война, в которой участвовали практически все страны Европы. В ответ на нападение Австро-Венгрией на Сербию российский царь Николай II объявил всеобщую мобилизацию, что и было сделано в ночь на 31 июля. Возможно, в этом году призвали старших Алексея Ксенофонтовича и Виктора Ксенофонтовича Черепановых на войну. Оба попали в элитные части, первый в Павловский Лейб-гвардии полк, второй в Преображенский Лейб-гвардии полк. К сожалению, никаких воспоминаний не сохранилось, остались только фотографии… После старший сын погиб в жерновах Гражданской войны, а лавку Черепановы бросили в конце 1839-х годов.