Ямщики, автостанции

Доставка людей и грузов

Из Европейской части страны в Азиатскую Россию вел тракт, который в России называли Сибирским, а в Сибири — Московским. Московско-Сибирский тракт обслуживали ямщики. Движение по нему было круглогодичным: летом шли возки, зимой — подводы. Из Сибири вывозили хлеб, мясо, масло.

Первое в Сибири поселение ямщиков (ям) был учрежден в 1601 году в Тюмени. Из Европейской части страны сюда были присланы 50 ямщиков, на которых возложили гоньбу от Тюмени до Тобольска и Туринска. Один из самых значительных северных ямов Самаровский, основан во второй половине семнадцатого столетия. В задачу его населения входила доставка грузов с севера на юг и обратно. В 1667 г. Самаровский ям впервые появился на географической карте.

Ямская гоньба (ямщина) была тяжелым занятием мужского населения. Ямщики везли людей и грузы в любую погоду, перевозили они и почту. На дорогах Сибири погибло множество ямщиков — замерзли, утонули или были убиты разбойниками. Но за это платили неплохие деньги и часто крестьяне, имеющие хороших лошадей, собрав урожай, уезжали в ямщину с осени до весны. Среди ямщиков существовали взаимопомощь и круговая порука.

В ХХ в. в связи со строительством дороги и налаживаем автобусного сообщения между населенными пунктами, потребность в ямщиках отпала, а сами они остались в семейных преданиях и старинных песнях.

Тракты

Из Европейской части страны в Сибирь шел Большой Сибирский тракт, который именовали также главный Сибирский почтовый тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Государева дорога и прочее. Многие населенные пункты за Уралом появились благодаря этой дороге, другие получили развитие вместе с ним, третьи пришли в упадок.

К главному Сибирскому тракту примыкало множество других дорог: тракты местные (земские), почтовые, торговые. В холодное время года открывалось движение по зимникам, по ним с Севера вывозили мясо, рыбу, пушнину.

Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири. Позволил регионам европейской части государства Российского выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.

Развитие транспортных путей, в первую очередь, железных дорог имело большое значение для роста городов. Наиболее успешно развивались города на линии Транссиба, в то же время старинные сибирские города Тобольск, Сургут, Березов остановились в экономическом развитии.

Ямщики

Ямская гоньба являлась одним из самых трудных и самых нужных занятий. Значительная часть ямщиков проживала в селениях при трактах. Деревни и ямские станции устраивали через каждые 25 верст (это называлась «пряжка»). Рядом с селением ямщиков в старину находились ямские оброчные деревни, которые снабжали их хлебом и сеном. Ямщики строили за казенный счет на отведенных участках жилые дома, хозяйственные постройки постоялые дворы, которые считались их личной собственностью.

Самым трудным промыслом была перевозка грузов. Здесь ямщики старались передать груз по эстафете своим- это называлось «веревочка» или «езда на дружках». «Дружками» именовали родственников и друзей. Конкуренция была большая. Нередко между ямщиками происходили ссоры и драки за право вести груз (тем самым заработать). Государство в разборки ямщиков не вмешивалось.

Перевозки пассажиров считались самым легким промыслом и назывался езда «на вольных». Она приносила большой заработок. Ездой «на вольных» зарабатывали не только ямщики, но некоторые крестьяне.

Ямщики занимались не только гоньбой, но и кустарными промыслами, выделывали из кожи конскую упряжь, изготавливали сани, телеги.

Ямская гоньба была делом семейным. Например, в селе Вилижанском Тавдинской волости Тюменского уезда проживали семьи ямщиков Пелевиных, в д. Салаирской — Незговоровых и Кычановых, в д. Багандинской Багандинской волости (того же уезда) — ямщики Корноуховы.

Подчувашский перевоз в Тобольске в начале ХХ века

В Тобольске действовали два перевоза — Абрамовский и Подчувашинский. Первый действовал в районе Абрамовской пристани, где людей и грузы перевозили в д. Бекеревку на старый Уватский тракт, второй действовал в Подчувашинском предместье.

Во второй половине XIX в. частые скандалы на перевозе через Иртыш в Подчувашах, растущие из года в год подрядные цены на пароме и эксплуатация рабочих подрядчиком заставили Тобольскую губернскую администрацию обратить внимание на организацию перевоза.

В 1894 г. губернское правление предложила городу самому взяться за ведение перевоза, но Тобольская городская дума отклонила это предложение. В следующие два года навигации паром содержался за счет городской казны.

В 1896 г. на одном из судостроительных заводов Тюмени были сделаны три парома, «просто игрушечки», но они оказались мало пригодны для движения по Иртышу. Паромы пришлось несколько раз переделывать — снимать борта, укреплять днище, исправлять руль, но они остались очень тяжелыми и малоуправляемыми. Два парома были «на ходу», третий считался про запас.

Полный комплект рабочих на пароме состоял из 24 человек, из них 20 чернорабочих, два кормчих, староста над артелью и береговой городовой для наблюдения за порядком.

Артель перевозчиков делилась на две партии по десять человек на паром. Смен для рабочих не полагалось, когда один паром отходил от городского берега, другой отваливал с противоположной стороны.

Обыкновенно каждому парому приходилось делать в день двадцать концов десять в одну сторону, десять в другую. Обеденного перерыва на паромах не предусматривалось. Рабочие, сидящие на гребях, получали по 6 руб. 50 коп. в месяц, кормчие — по 8 рублей. Жалование старосты составляло 180 руб. в год. Артель наблюдала за служащими, чтобы не было прогулов. Старосты практиковали рублевые штрафы, например, за поломку весел.

В 1904 г. на Подчувашском перевозе появился новой паром. «Недавно на Подчувашский перевоз доставлен товариществом Вардроппер в Тюмени новый паром стоимостью, говорят, 600 рублей, ‑ писала газета „Сибирский листок“. — Но паром этот по своей конструкции и величине далеко уступает имеющимся паромам. Прежние паромы, счетом три, стоили по 400 руб. каждый, могут вместить до 20 телег, на новый едва ли поместятся 10 телег».

В 1907 г. паром в Подчувашах был заменен небольшим пароходиком.

Тобольский автовокзал

В 1950-х гг. Тобольский автовокзал находился на улице Ершова В 1960-х гг. был открыт новый автовокзал в двухэтажном кирпичном здании. На первом этаже размещались билетные кассы, зал ожидания, комната матери и ребенка, камеры хранения, а также кабинет начальника автовокзала и комнаты контролеров. Второй этаж занимала гостиница для водителей из Тюмени.

Основными маршрутами того времени были: Тобольск-Тюмень (но до Тюмени автобусы не доходили, в Иевлево была пересадка), Тобольск-Вагай, Тобольск-Уват, Тобольск-село Демьянское. Было еще одно направление Тобольск-Курья, но до Курьи автобусы ходили только при хороших погодных условиях. Дорога до Тюмени начиналась с левого берега. В Подчувашах работала паромная переправа.

В 1970-х автовокзал разместился на улице Ленина, недалеко от паромной переправы. Длинное одноэтажное здание автовокзала имело два зала для пассажиров, камеру хранения, комнату матери и ребенка и буфет. В здании автовокзала размещалось агентство по предварительной продаже билетов. Кроме основной своей деятельности автовокзал предоставлял услуги временного размещения (стоимость койко-места была 70 копеек). Пассажиров было очень много. Оба зала автовокзала всегда были наполнены людьми. Отправление автобусов было привязано к движению парома.

На левом берегу находилась Заречная автостанция. Она представляла собой вагончик, который отапливался железной печкой, был оборудован громкой связью для объявления посадок, рацией для связи с диспетчерской ПАТП. В смену работали диспетчер и кассир, которые передавали сводки и выручку диспетчеру автовокзала. Для посадочных контролеров и водителей использовалось деревянное здание. В зимнее время открывалась ледовая переправа Тобольск-Бизино, поэтому рейсы Заречной А С выполнялись с автовокзала. С открытием автомобильного моста через р. Иртыш в 1991 г. Заречная А С была ликвидирована.

В 1998 г. старый автовокзал на ул. Ленина был оставлен. Новый автовокзал для удобства пассажиров разместился в 6 микрорайоне, на проспекте Менделеева. В настоящее время Тобольский автовокзал — это современное здание с просторным залом ожидания, камерами хранения, комнатой отдыха, кафе и комнатой матери и ребенка.

В 2023 г. было 17 пригородных маршрутов, 11 дачных маршрутов, 8 междугородних маршрутов и один маршрут международный.