Крестьянское сословие

Крестьяне

В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» приводит такое определение слова «Крестьянин». «Крестьянин – это крещенный человек; мужик, земледелец или земледел, селянин, поселянин; сельский обыватель, принадлежащий к низшему сословию. Крестьяне делятся на: государственных (казенных, в их числе поступившие при Екатерине и экономические, т.е. монастырские), удельных, помещичьих, заводских казенных и помещичьих, дворовых и прочих. Встарь крестьяне носили разные названия: люди, сироты, серебреники, рядовые, исполовники, изорники, огородники, кочетники (рыбаки), ролейные-закупы (поселенные на чужих землях), черносошные (на общинных землях), черные люди, огнищане и прочее».

Согласно «Большой Российской энциклопедии», «крестьянство» (крестьянин, от древнерусского «христианин», «человек»; заимствовано из греч. χριστιανός), - это социальный слой (класс), занятый производством сельскохозяйственной продукции и, как правило, связанными с ним промыслами и проживающий в деревне; основной производящий класс в аграрном обществе; сословие.

Главными признаками крестьянства являлись работа на земле и проживание в сельской местности. Занятия крестьян были очень разнообразны и не ограничивались пашней и скотоводством. Крестьяне занимались промыслами и ремеслами, пчеловодством, садоводством, маслоделием, извозом и т.д.

Главное отличие крестьянина от фермера состоит в том, что большую часть произведенной продукции он не продает, а использует для себя.

Городовые крестьяне

Крестьяне, проживающие в городах, именовались «городовыми». Многие города Сибири в XIXв. сохраняли черты сельского быта: домашний скот, сады и огороды. В 1870 г. в г. Тобольске отмечено проживание 942 крестьян, а в Ялуторовске их проживало 2264.

В конце XIX в. происходило огромное увеличение численности крестьян в городах, причем крестьяне занимали второе место после основного городского сословия ‑ мещан. Выходцы из сельской местности составляли почти половину горожан. На момент переписи 1897 г. в Тобольской губернии «лиц сельского состояния» насчитывалось 42 398 чел., или 48,5% населения городов (в том числе крестьян 41 292).

Значительная часть крестьян в городах была уроженцами той же губернии, в которой находился город. Численность крестьян, переселившихся из других губерний, преобладала в крупных городах Тобольской губернии ‑ в Тюмени и Кургане.

В конце XIX в. особую роль приобрел такой вид миграции, как регулярный отход сельского населения на заработки в город на более или менее длительный срок и регулярное возвращение их в деревню. Отходники являлись чрезвычайно активным элементом урбанизации, перенося в сельскую местность не только приобретенные в городе товары, но и культурные навыки, общественные взгляды.

Данные переписи 1897 г. о притоке сельского населения в города, подтверждают, что подавляющее большинство переселенцев состояло из постоянных городских жителей (кустарей-ремесленников, чернорабочих).

По этому поводу А. М. Панкратов отмечал: «В большие города приходили главным образом те сельские рабочие, которые в значительной степени оторвались от сельскохозяйственного производства и предполагали остаться в городе на долгое время».

Проживая в городах, крестьяне постепенно перенимали образ жизни и быта других сословии. Многие переходили в мещанское сословие и навсегда оставались в городе.

Государственные крестьяне

Государственными или казенными крестьянами называлась категория населения, которая была создана при Петре I. Ее основу составляли черносошные крестьяне Русского Севера, сибирские пашенные крестьяне, однодворцы (служилые люди на пограничье со степью), также в нее вошли служилые татары и народы Поволжья и Приуралья.

Количество государственных крестьян постоянно росло за счет новых территорий, присоединенных Россией и конфискованных в пользу казны земель. Государственными крестьянами часто становились беглые крепостные. Этот процесс негласно поощрялся императорской властью.

Государственные крестьяне жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными. Они не принадлежали какому-либо помещику, а были собственностью государства. Основная масса государственных крестьян платила в казну оброк. Крестьяне Сибири первоначально платили оброк продуктовый, затем были переведены на оброк денежный. В XIX в. размер оброка государственных крестьян колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 рублей.

Государственные крестьяне в отличии от крепостных обладали юридическими правами — они могли заключать сделки, выступать в суде, владеть собственностью. Им было разрешено заниматься торговлей, промыслами и ремеслами, трудиться ямщиками и чернорабочими, открывать фабрики и заводы. Кроме того, государственные крестьяне могли приобретать в собственность на свое имя «ненаселенную землю».

Согласно закону «О поземельном устройстве государственных крестьян» от 24 ноября 1866 года за сельскими обществами сохранялись земли, которые использовались. Прочие земли «свободные» крестьяне обязаны были выкупить у государства. В 1886 г. выкуп стал обязательным. Срок выкупа, как и у бывших крепостных крестьян, был установлен в 49,5 лет. Выкупные платежи были прекращены во время столыпинской реформы 1907 года. Однако законы 1866 и 1886 годов не распространялись на государственных крестьян Сибири. Они остались в прежнем своем положении.

Дворовые люди

Дворовые люди (дворня) — категория крепостных крестьян, которых господа использовали в качестве прислуги. Большинство дворовых людей не имели земельных наделов и жили при поместьях, на дачах, заимках, выполняя работы по обслуживанию барской семьи. В барских домах проживали разные виды дворовых людей: дворецкие, камердинеры, лакеи, горничные и прочее. В их штат входили кормилицы, няни, дядьки (воспитатели господских сыновей).

В ревизиях того времени дворовых людей считали отдельно от крестьян. Часто дворовые люди становились для помещика источником заработка — их продавали или сдавали в наем. В 1797 г. Павел I запретил продажу дворовых людей, но дворовых продолжали продавать и покупать под видом «отдачи во служение». Продажа их была запрещена в 1833 г.

Категория дворовых людей пополнялась за счет отбора крепостных в барскую усадьбу. К середине XIX в. их численность настолько выросла, что правительство вынуждено было в 1858 г. издать указ о запрете помещикам переводить крепостных крестьян в дворовые люди.

После отмены крепостного права дворовые люди не получили земельного надела.

Крепостные крестьяне

В древней Руси крестьянин был лично свободным и обрабатывал землю по договору с ее владельцем. Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как начинал обработки земли («наставлял соху») на участке и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие. От хозяина крестьянин мог уйти только после окончания жатвы. Судебник Великого князя Ивана III установил срок крестьянского ухода — неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после Юрьева дня.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича прикрепила крестьян к земле без срока и установила власть помещика (хозяина поместья) над крестьянином. Именно тогда возникла присказка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев День!».

Однако на Русском Севере, на Урале и в Сибири основную массу сельского населения составляли черносошные, а затем государственные крестьяне, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства.

В XVIII в. произошло окончательное закрепощение крестьян. В 1747 г. помещикам предоставили право продажи своих крепостных, в 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь.

Крепостное право тормозило развитие промышленности в России, поэтому в XIX в. произошли многие изменения в положении крепостных крестьян.

Но Сибирь не знала крепостного права. Накануне крестьянской реформы 1861 г. в Тобольской губернии существовало всего 28 помещичьих имений и 40 беспоместных дворян, владеющих дворовыми людьми. В крепостном состоянии находилось 3700 чел. (0,23% крестьян губернии), из которых 900 человек были дворовыми людьми.

Согласно Положению от 19 февраля 1861 г., по большинству имений были составлены специальные уставные грамоты, в которых излагались условия наделения крестьян землей и условия выкупа ее у помещиков. Размеры наделов были определены в 8−15 десятин, годовой оброк за пользование ими — 8 рублей. Такая мера поставила бывших крепостных крестьян Сибири на грань нищеты, поэтому ввести уставные грамоты в действие удалось только в четырех имениях, в остальных крестьяне просто переселились на свободные государственные земли.

Реформа 1861 г. затронула лишь небольшую по численности категорию крестьянства и не имела прямых последствий для основной массы — государственных крестьян, не ведавших унижения и тягот крепостничества. Однако Сибирь испытала ее воздействие в виде переселенческой политики государства.

Монастырские крестьяне

Монастырские крестьяне — особая категория крестьянского населения, которая находилась в зависимости от Церкви и обрабатывала монастырские (церковные) земли. Отличие монастырских крестьян от крепостных заключалось в том, что церковным властям их нельзя было дарить, продавать или отпускать на волю. Но в отличии от помещичьих крестьян монастырские имели право жаловаться.

Согласно третьей ревизии (1762−1763 гг.) в Сибири было 14 291 ревизских душ или 3,64% всего русского населения. Крупным землевладельцем являлся Тобольский архиерейский дом, в 1762 г. в его четырех вотчинах состояло 3592 ревизских души. Немногим уступал ему Тобольский Знаменский монастырь. Согласно, второй ревизии (1743−1747 гг.) за ним числилось 2140 ревизских душ зависимого населения. На третьем месте по числу крестьян стоял Тюменский Троицкий монастырь, за которым, согласно той же ревизии, было приписано 516 ревизских душ.

Монастырские крестьяне отрабатывали барщину на монастырских землях, трудились на работах, не связанных с пашней: строительство барок и дощаников, заготовке дров и т. д. Церковные власти пользовались любой возможностью увеличить отработки крестьян. Например, крестьяне Вагайской вотчины Тобольского Знаменского монастыря обязаны были в 1750-х гг. ежегодно: каждой супружеской паре сжать монастырского хлеба по 20 суслонов, каждому крестьянину отработать один день на жатве и покосе, давать подводы для перевозки хлебных припасов, рубить и поставлять лес на монастырское строительство и т. д.

Самой тяжелой формой ренты был для монастырских крестьян «пятый сноп», «пятый суслон» или «пятина», когда пятая часть урожая обдавалась монастырю. Хлеб крестьяне сами жали, молотили, отвозили на мельницы, а после готовую муку отвозили в монастыри. К примеру, в 1760 г. крестьяне Тобольского Знаменского монастыря уплатили в качестве пятины обители 123 четверти хлеба (свыше 1000 пудов).

Освобождение монастырских крестьян началось не сразу. В 1701 г. Петр I упразднил патриаршество и поставил Церковь под контроль государства. Церковные земли были в ведении Монастырского приказа, который следил за поступлением в монастыри натуральных и денежных доходов от крестьян. В 1725 г. Монастырский приказ был упразднен, а его функции переданы Священному Синоду. В 1760-х гг. в России прошли массовые выступления монастырских крестьян. 26 февраля 1764 г. по указу Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель, и монастырские крестьяне перешли в особый разряд экономических крестьян.

Оброчные крестьяне

Старинное выражение «отпустить на оброк» означало, что помещик отдавал землю в распоряжение крестьян, а крестьяне за это облагались денежным или натуральным оброком, кроме того, крестьяне занимались отхожими промыслами. Размер оброка зависел от дохода крестьянина. При Екатерине II средний размер оброка не превышал 5 рублей на душу мужского пола.

Оброчная система была распространена главным образом в северных нечерноземных губерниях, где доход от земли был небольшим, а крестьяне зарабатывали на жизнь промыслами, связанными с реками и лесом.

Оброчные крестьяне жили лучше крепостных, потому как пользовались большей свободой вдали от господ и не отрабатывали барщину.

К концу XVIII в. в связи с развитием ремесла и торговли в северных и нечерноземных губерниях России количество оброчных имений состояло две трети всех помещичьих хозяйств, но в черноземных губерниях их число было невелико.

Приписные крестьяне

Приписные крестьяне — крестьяне, которые вместо уплаты подушной подати работали на заводах и фабриках, то есть были приписаны к ним. В XVIII в. правительство широко практиковало приписку крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири, чтобы обеспечить промышленность дешевой рабочей силой. Приписка были без срока, навечно. Рекруты, набираемые среди приписных крестьян, становились мастеровыми на горных и металлургических заводах. Тяжелый труд, эксплуатация вызывали побеги и волнения приписных крестьян. Приписка к заводам была отменена только в конце XVIII в. По указу 1807 г. приписные крестьяне на уральских заводах стали освобождаться от обязательных заводских работ. Полностью эту категорию крестьянство освободила только реформа 1861 г.

Сибирские пашенные крестьяне

Сибирские пашенные крестьян — государственные крестьяне в Сибири, обрабатывающие казенные (государственные) пашни.

При условии обработки казенного поля пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли (собинную пашню). Кроме того, крестьяне получали безвозвратную подмогу, ссуду и льготы от налогов. Государеву пашню крестьянин должен был обрабатывать своими силами, урожай сдавать в казну. К середине XVII в. только в Тобольском уезде размер государевой казни достигал 2 тыс. десятин. Со второй половины XVII в. некоторых пашенных крестьян разрешено было отпускать на оброк. Крестьяне, вышедшие на оброк, платили по 20 четвертей ржи и 20 четвертей овса за выть и «в том прибыли и убыли для государевой казны» не было сравнительно с «пахотной повинностью». С 1762 г. для сибирских пашенных крестьян обработка казенной земли была заменена денежным оброком. Зачастую сибирские крестьяне платили оброк и деньгами, и хлебом. В XVIII в. пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян.

Черносошные крестьяне

Большинство черносошных крестьян проживало в районах страны с суровым климатом. Кроме земледелия они занимались охотой, рыболовством, пушным промыслом, собирательством и торговлей. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства. Земля составляла как бы собственность черносошного крестьянина; он мог отдавать её в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, «обелил» участок. В XVIII веке черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Экономические крестьяне

После изъятия в пользу государства Екатериной II в 1764 г. монастырских земель бывшие монастырские и церковные крестьяне перешли в особую категорию государственных крестьян — экономических крестьян. Первоначально их делами ведала Коллегия экономии, отсюда и их название. После упразднения этой коллегии экономические крестьяне были переданы под управление губернских казанных палат в 1786 г.

Экономические крестьяне обладали личной свободой, платили денежный оброк, несли государственные повинности. К концу восемнадцатого столетия экономические крестьяне полностью слились с государственными.

Ясачные люди

Ясачные люди — плательщики натурального налога — ясака. Ясак платили представители коренного населения Сибири. Основную часть ясака составляла пушнина. Вся пушнина свозилась в Тобольск. Здесь шкурки отбирали по цвету и качеству меха, связывали в кипы, а затем отправляли в столицу.

Средством принуждения к уплате ясака была шерть (присяга). В XVII — первой половине XVIII вв. ясачных людей записывали в особые Ясачные книги. В них регистрировались только мужчины-плательщики в возрасте от 15 до 55 лет. Позднее система налогообложения была изменена и ясак стали взымать с родовых старшин за весь ясачный «род», то есть группу мужчин-родичей. Количество мужчин фиксировали во время проведения ясачных переписей и более обстоятельных ясачных комиссий, которые работали с 1763 по 1829 г.

Кроме ясака ясачные люди несли в пользу государства повинности: дорожную, городовую, ямскую и другие.

Согласно «Уставу об управлении инородцев», часть представителей коренного населения Сибири была переведена с ясака на денежный оброк.