Деревенский фотограф

Деревенский фотограф

До конца ХIX века поход к фотографу в основном могли себе позволить люди обеспеченные. Поэтому в крестьянских семьях мало снимков 1850—1880 годов. Крестьян фотографировали и в это время, но съемка носила специфический этнографический характер — такие фотокарточки хранятся в музеях и архивах, а не в семьях. Рост конкуренции между фотографами привел к удешевлению стоимости снимков, и уже в конце 1880-х годов появляется больше снимков людей из среднего класса и зажиточного крестьянства.

Фотографироваться ходили нечасто — для этого нужен был особый повод. Одевались для съемки в лучшую одежду — и это позволяет нам сегодня оценить доход человека, изображенного на фото.

В средней зажиточной семье в Российской империи конца XIX — начала XX века за жизнь одного поколения собиралось в среднем 5−10 студийных фотографий. Если же в доме имелся фотоаппарат — например, фирмы Кодак, поступивший в широкую продажу с 1890-х годов, — то к этому числу добавлялось еще некоторое количество любительских снимков.

Первоначально общий вид ателье фотографа во многом был похож на мастерскую художника-живописца. Студийная фотография подражала живописи не только в устройстве ателье, но и в организации кадра, расстановке объектов съемки. Существовало несколько фотогеничных поз, которые по сути повторяли позы парадного портрета.
Русские купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой. В зависимости от желания клиента съемки делались сидя, стоя, по плечи, по пояс, в полный рост, анфас, в профиль или в три четверти.

В конце ХIХ — начале ХХ века в фотографическую моду вошли тантамарески — стенды для фотосъемки с отверстиями. В студиях появляются изображения театральных лож, лодок, позднее автомобилей и самолетов, нарисованные красками на фанере или на холсте. Их могли использовать одновременно с фоном. Тантамарески были в ходу и у курортных фотографов, снимавших на пленэре.

В семьях со средним доходом — мещан, священников, купцов, дворян — групповые снимки больших форматов считались обязательными. Такие снимки размещали в рамах на стенах гостиных или в будуарах. Отсюда и название формата: «будуар-портрет» или «панель». На таких снимках могли быть изображены многочисленные собравшиеся специально для фотографирования родственники с детьми, а нередко и с домашними животными. Формат «панель» использовали также при съемке сослуживцев или выпускников гимназий и высших учебных заведений.



Фотолюбительство

Большинство ателье ориентировалось на принятые на тот момент каноны или моду, и работали там преимущественно фотографы-ремесленники. Но именно в этой среде формировались фотографы высочайшего класса и фотографы-художники — Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Павел Лобовиков, Василий Сокорнов, Карл Булла, Моисей Наппельбаум, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола.

Занятие фотографией в конце XIX — начале XX века стоило достаточно дорого (фотоаппаратура импортировалась преимущественно из-за рубежа), и могли себе это позволить либо профессионалы, либо состоятельные любители. Кроме того, для овладения техникой фотографии нужно было иметь определенный уровень образования в оптике, химии, технике. Если в среде профессионалов были в основном представители низшего и среднего класса, то среди любителей — среднего и высшего сословия. Среди выдающихся любителей были купцы (Алексей Мазурин, Владимир Бахрушин), ученые (Вячеслав Срезневский, Дмитрий Менделеев, Климент Тимирязев, Сергей Прокудин-Горский), военные (генералы Евгений Вишняков, А. А. Несветович), титулованные (князь Павел Хворостанский, герцог Г. Н. Лейхтенбергский, граф И. Г. Ностиц), общественные и государственные деятели. В начале XX века все члены царской семьи Романовых увлекались фотографией и имели персональные фотографические камеры фирмы «Кодак».

Прославил русскую светопись XIX века фотограф-художник Андрей Осипович Карелин, не оставлявший занятий живописью, и рассматривающий сначала фотографию только как материальное подспорье. В течение всей жизни фотография и живопись оспаривали первенство в занятиях художника. В 1876 году, одновременно с еще одним фотографом, Карриком он был удостоен звания фотографа Академии художеств.

С первых лет занятий фотографией Каррика влекли ее новые, еще неиз­веданные области работы — пейзаж и бытовой жанр. Дружба с художни­ками-реалистами помогла ему напра­вить творческие искания в сторону сближения искусства светописи с на­родной жизнью. Он стал совершать экскурсии с фотоаппаратом, начав с местностей, расположенных недалеко от Петербурга. В результате соста­вилась коллекция в несколько сот негативов. (90;54).

В исто­рию русской и мировой светописи он вошел как ав­тор уникальной серии «На­родные типы Поволжья» (Ярославской, Нижегород­ской, Симбирской, Казан­ской губерний).

Фотограф-художник мечтал издать альбом, подытожить результаты своего труда, но в пра­вящих и деловых кругах столицы он не нашел поддержки. Альбом Каррика не увидел света.

Работы Карелина оказали заметное влияние на фотолюбителей и не­которых профессионалов. Справедливо вели речь о «школе Карелина». Среди его учеников были С. Г. Соловьева и М. П. Дмитриева.

В 20-е годы 20 века репортаж вышел на передний край фотографического творчества. Причем, в отличие от давней поры, когда из-за тех­нического несовершенства аппаратуры фотограф вынужден, был нередко прибегать к постановочным приемам, сейчасвозникла возможность «строго­го» репортажа.

В течение десяти примерно лет, до середи­ны 60-х годов, фоторепортаж активно развивался. Активно вели себя фото­теоретики, трактующие проблемы репортажа. В критике предшествующего периода разви­тия, многие теоретики сводили все многообразие творче­ской палитры светописи к репортажу, понятому ши­роко, — не только как жанр фототворчества, но и как метод.

Патронаж республиканских, областных и рай­онных Домов народного творчества и методиче­ская и организаторская работа фотоклуба «Кадр», который в конце 70-х годов стал Всероссийским фотоклубом — кинофотоотделом республиканского Дома народного творчества и центром фо­толюбительского движения в России, обеспечили неуклонный и мощный рост фотолюбительства в стране. 1975−1977 годы проходит Всесоюзный фестиваль само­деятельного творчества трудящихся.