Крестьянские художники

Крестьянские художники

Оговоримся сразу, речь пойдет о творчестве не наивных художников, а о настоящих мастерах живописи, родившихся в деревне. Говорят, что рисовать умеют почти все, хорошо рисовать — не все, написать картину могут не многие, а создать шедевр — единицы. Также из самой «толщи народной», из деревни вышли настоящие мастера. С большим трудом пробивались они дорогу в жизни, отправлялись учиться в большой город. Но отучившись в Москве и Ленинграде, молодые художники неизменно возвращались домой, чтобы жить и творить.

Чистота и откровенность художественного повествования всегда отличали произведения этих живописцев. Присущие соцреализму темы постепенно исчезли. Главным учителем художников стало время. Художники стали пристально присматриваться к событиям, лицам людей, давая им яркие характеристики. В прошлом веке художники страстно рассказывали о Великой Отечественной войне. Это были не только участники войны, но и те, кто родился уже после ее окончания.

Жанр натюрморта у крестьянских художников — своего рода школа изобразительного искусства. Одни пристально всматриваются в застывшие формы, другим присущ более декоративный подход.

Отчетливо в работах художников звучит тема родной природы. Это обнаруживается в изображении заповедных уголков, таинственного и хрупкого мира животных. Пейзаж — это один из любимых жанров крестьянских художников. Они старались фиксировать состояние природы в разное время суток, в разную погоду, замечая малейшие подробности.

Многие работы посвящены деревне. Их можно трактовать, как картины памяти, или запечатленный момент жизни человека на природе, которая катастрофически быстро исчезает под напором современной цивилизации.

Акишев Юрий Михайлович

(1938-2017)

Родился 7 декабря 1938 г. в деревне Спирино Аббатского района Тюменской области. Окончил Московский текстильный институт в 1969 г., учился у Дубинчик А. М., Витолло Б. Э., Козлова Т. В.

Работал в технике коллажа, офорта, гравюры на картоне, рисунка. Автор тематических композиций, натюрмортов. Жанрист. Преподавал в Тюменской гимназии № 21.

Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзный выставок. В 1989 г. состоялась персональная выставка Юрия Михайловича в выставочном зале ТОСХ. В 1990 г. Акишев принят в Союз художников СССР. В 1998 г. состоялась персональная выставка в Тюменском музее изобразительных искусств. Произведения находятся в ТМИИ (Музейный комплекс им. И.Я. Словцова), Государственном музее изобразительных искусств Узбекистана, в частных собраниях России, Польши, США. Жил в г. Тюмени. Умер 23 ноября 2017 г.

Бочанов Григорий Степанович

Родился 10 мая 1922 г. в деревне Сладкая Крутинского района Омской области. После гибели родителей воспитывался в детском доме с. Васюган. Среднюю школу закончил в Омской области. В 1941—1947 гг. служил в Красной Армии. Проходил службу в Камчатской военно-морской флотилии, на которую возлагалась береговая охрана Тихоокеанского флота. Участвовал в войне с Японией. Награждён орденом «Отечественной войны» II степени и медалью «За победу над Японией».

В 1947 г. поступил на работу в Тобольский филиал Тюменского товарищества «Художник». В 1948 г. совместно с другими художниками принял деятельное участие в организации художественной мастерской в Тобольске. В 1948—1951 гг. занимался в тобольской изостудии, у П. Н. Лазутятского. Член Союза Художников СССР с 1956 г.

Участник городских, областных, зональных, республиканских выставок. Принимал участие в создании Тобольского филиала Тюменской организации Союза Художников РСФСР. Избирался членом художественного совета, членом правления Тюменской организации Союза Художников РСФСР.

Персональные выставки Бочанова прошли в 1972 г. (Тобольск, ТГИАМЗ; Тюмень, ТКГ; Ялуторовск, Музей памяти декабристов) и в 1984 г. (Тюмень, ТКГ; Тобольск, ТГИАМЗ).

Награждён премией А.А. Дунина-Горкавича. Заслуженный гражданин г. Тобольска (2002). Его работы находятся в музеях Тобольска, Тюмени, Самары, Кисловодска, городов Севера Тюменской области, в частных коллекциях США, Италии, Польши, Германии. Скончался Григорий Степанович 6 сентября 2012 г.

Бусыгин Геннадий Николаевич

(1938-1991)

Родился 30 января 1938 г. в деревне Бархатово Исетского района Тюменской области. Окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле (1965−1968), учился у Т. Е. Коваленко, В. А. Кускова, Г. В. Потко. Член Союза художников СССР с 1973 г.

В Тюмень Геннадий Николаевич приехал в 1968 г. Одним из первых среди тюменских художников обратился к теме Севера.

Особенностью работ 1970-х гг. (серия литографий «Северята», «Семья оленевода», «Быстрее ветра», «Сын», «Ремонтники», «Утро над Обью») является интерес к традиционному укладу жизни северных народов.

Значительные труды 1980-х — серия «Спортивные игры» («Бросание тын-зяна», «Прыжки через нарты») — отличаются динамичностью, напряженностью изображения. Картины из этой серии демонстрировались на VI республиканской выставке «Советская Россия» (Москва, 1968).

Работы находятся в Тюменском музее изобразительных искусств (Музейном комплексе им. И. Я. Словцова), Нижнетагильском краеведческом музее, Якутском художественном музее, Шушунской картинной галерее, Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, в частных российских собраниях.

Автор тематических композиций, натюрмортов. Жанрист. Участник городских, областных, зональных, республиканских выставок. Работал в технике литографии, офорта, рисунка. Персональная выставка Геннадия Николаевича прошла в Тюмени в 1992 г., уже после смерти художника.

Волков Владимир Владимирович

Родился 14 марта 1941 г. на станции Ново-Андреевская, Сладковского района, Тюменская области. С детства любил рисовать. После школы стал киномехаником. Переехал в Тюмень. Впервые выставил свои работы на областной выставке самодеятельных художников (1966). В 1972 г. поступил в Заочный народный университет искусств в Москве (педагоги Е. П. Минин, Г. Н.Негазин). Проучился 3 курса живописи и бросил. Стал работать художником-оформителем в Тюменском универмаге. Потом снова вернулся в университет и окончил его уже как дизайнер в 1981 г.

Подлинный успех ему приносит картина «Думы об отце», впервые появившаяся на выставке «Земля Тюменская» (1977). Это не единственное полотно о войне. Целый цикл его картин имеет название «Память военных лет». Второй любимой темой является природа. Пейзажи неодинаковы по содержанию и настроению: «Весенний день», «Северная деревня», «Холодные дожди», «Трагедия тайги». Много внимания уделяет портретам, будь то тюменский купец Н. М. Чукмалдин, обдорский миссионер И. Шемановский (Иринарх), легендарный Г. Распутин или наши современники — певец и композитор Ю. Гуляев, «Бакенщик В.И.Глазков», молодой индийский поэт Аниль.

Персональные выставки прошли в Тюменском музее изобразительных искусств (1981, 1991, 2001). Владимир Владимирович является членом Союза художников СССР (1982). Принимал участие во многих областных, зональных, региональных и всесоюзных выставках — «Земля Тюменская», «Голубые дороги родины», «Урал социалистический», «Советская Россия». Член международной ассоциации искусств АИАП-ЮНЕСКО.

Его произведения находятся в Тюменском музее изобразительных искусств, в частных собраниях России, Индии, Румынии, Польши, Австрии, Англии, Кубы.

Гардубей Михаил Михайлович

(1948 – 2022)

Родился 8 февраля в селе Камянском Иршавского района Закарпатской области Украинкой ССР. С раннего детства проявлял талант к рисованию. Любил изображать библейские сюжеты: рождественские ясли, Иосифа, Марию, Христа. Первым учителем, зрителем и критиком был дед художника.

После восьмого класса юноша поступил в Ужгородское художественное училище, которое окончил в 1968 году и переехал в Тюмень. Впервые художник побывал здесь годом ранее со стройотрядом. Поездка впечатлила Михаила. Здесь он понял, что редкой красоты деревянные постройки помогут развернуться его таланту и вдохновению.

С 1980 года художник преподавал в Тюменском институте культуры. Многогранность таланта Гардубея, его эрудиция, высокий уровень исполнения, воспевание доброты, красоты и женских образов позволяют говорить о нем как об одном из ведущих художников Тюмени.

Важное место в творчестве Михаила занимают работы, созданные по мотивам литературных произведений (1990-е гг.), живописный цикл «Дон Кихот», серия рисунков к «Фаусту» Гете, графические листы к новеллам X. Л. Борхеса, которые не являются иллюстрациями художественного текста.

Михаил Михайлович являлся участником международных, всесоюзных, республиканских, зональных и городских экспозиций. Его имя известно в Австрии, Германии, Польше, Франции. Член Союза художников, Союза дизайнеров Российской Федерации, международной ассоциации искусств АИП ЮНЕСКО. Заслуженный художник России.

В феврале 2022 года мастера не стало. В феврале 2023 года Отдел библиографической деятельности Центральной городской библиотеки подготовил рекомендательный библиографический список литературы о художнике.

Захаров Михаил Иванович

Родился в 1945 г. в деревне Березовка Уватского района Тюменской области. Учился в Заочном народном университете искусств им. Н.К. Крупской в Москве (1961-1964). Член СХ СССР с 1980 г. Живописец. Автор тематических композиций, пейзажей. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Произведения находятся в ТМИИ, в частных собраниях России, Бельгии, Канады, Японии, Америки. Живет в Тюмени.

Золотухин Владимир Максимович

Родился в 1951 г. в поселке Нижняя Тавда Тюменской области. Учился в Уральском училище прикладных искусств в г. Нижний Тагил (1971−1975) у В. А. Калашикова. В 1988 г. состоялась персональная выставка в Тюмени (выставочный зал СХ). Член Союза художников СССР с 1991 г. Преподавал в Тюменском акционерном обществе «Сувенир». Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в музеях и многих частных собрания России. Живет в Тюмени.

Кобелев Евстафий Клементьевич

(1929-2009)

Родился 5 ноября 1929 г. в деревне Лога Исетского района Тюменской области. Учился в Свердловском художественном училище (1949−1954), Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1955−1961) у Е. А. Кибрика, М. В. Маторина, Ю. П. Рейнера. В 1965 г. Кобелев принят в члены Союза художников СССР.

Мастер работал преимущественно в технике линогравюры и акварели. Является автором индустриальных пейзажей, портретов, жанровых композиций и натюрмортов. Художник изображал освоение недр Тюменского Севера и его героическое прошлое. Но самыми интересными работами стали графические листы на тему легенд и сказаний коренных народов Сибири, исторического прошлого края. Также художник создал серии линогравюр о декабристах, много работ посвятил творчеству писателя Ивана Ермакова, проиллюстрировал произведения многих писателей, ненецкие и русские народные сказки.

Персональные выставки художника: 1980 г. — Тюмень, выставочный зал; 1981 г. — Нижневартовск. Кобелев был председателем Тюменской организации Союза художников СССР (1966−1967; 1979−1980). Жил в Тюмени.

Произведения Евстафия Кобелева находятся в музеях России, а также в частных коллекциях Англии, Германии, Канады.

В фондах Музейного ресурсного центра г. Ноябрьска хранятся цветные линогравюры Е. К. Кобелева. На них изображены сюжеты из древних легенд народов Сибири, иллюстрации к романтической поэме П. Ершова «Сузге», повествующей о временах освоения Сибири русским казачеством и подвиге прекрасной татарской царицы, любимой жены хана Кучума — Сузге, а также иллюстрации к стихотворению К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», которая основана на реальных исторических событиях и рассказывает о казачьем атамане, сыгравшем важную роль в присоединении Сибирского ханства к землям Руси в эпоху царствования Ивана Грозного.

Лар Леонид Алексеевич

Родился 1 мая 1955 г. в поселке Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. В раннем детстве остался без родителей. При рождении был назван — Таборчи, в переводе — «чист как слезинка». Русское имя Леонид получил при поступлении в школу-интернат, закрепив его на всю последующую жизнь.

После школы продолжил обучение в Московской средней художественной школе для одаренных детей (1969−1974) (педагог Н. П. Андрияко), а после учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (мастерская М. М. Курилко — Рюмина, живопись, театральная живопись) (1974−1980). С 1980 г. жил в Тюмени. Работал областном театре художником-декоратором.

В 1983 г. уехал в Салехард, где семь лет преподавал в Салехардском окружном училище культуры и искусства. Работая здесь, молодой педагог часто выезжал со студентами в стойбища рыбаков, охотников. Это помогло ему собрать богатый материал о религиозном мировоззрении ненцев. С 1990 г. Лар работал в Салехардской научной лаборатории истории и этнографии при Институте проблем освоения Севера. В 1993 г. принят в члены Союза художников РФ. 8 февраля 2000 года в Санкт-Петербурге Леонид Лар защитил диссертацию на тему «Традиционное религиозное мировоззрение ненцев». Через год Леонид Алексеевич назначен на должность декана художественно-графического факультета Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева.

Лар автор тематических композиций, пейзажей и портретов, по чаще всего обращается к мифологическим сюжетам. Автор трех монографий: «Шаманы и Боги» (1998); «Мифы и предания ненцев Ямала» (2001); «Культовые памятники Ямала. Хэбидя’Я» (2003). Участвовал в съемках фильма «Тобол».

В настоящее время работает в музейном комплексе имени И. Я. Словцова в Археологическом музее-заповеднике.

Мурычев Александр Иванович

(1918-1986)

Родился 14 сентября 1918 г. в деревне Онуфриево Исетского района Тюменской области. В 1930 г. семья решила переехать в Тюмень. Начальное художественное образование Александр Мурычев получил в изостудии при Доме пионеров у Викентия Дубицкого и Александра Митинского. Последний и приучил его к постоянной работе с натуры: Мурычев много ходил по берегу Туры, по улицам и окрестностям Тюмени, делал наброски. Именно тюменский колорит глубоко вошел в его дальнейшее серьезное творчество. С 17 лет Александр Мурычев работал токарем на мебельной фабрике.

Когда началась Великая Отечественная война ему было 22 года. В феврале 1942 г. Мурычева призвали в железнодорожный восстановительный батальон. Военная специальность — минер-подрывник. Строил вторые пути дороги Вологда — Архангельск, работал в заградительном отряде на линии Батайск — Сальск — Харьков — Белокоровичи — Сарны — Ровно — Луцк. Все эти железнодорожные станции восстанавливались с его участием. 29 апреля 1944 г. во время разминирования одного из минных полей Александр Иванович был тяжело ранен, потерял ногу. В том же году Мурычев был демобилизован и вернулся в Тюмень. Работать токарем он уже не мог, но продолжил обучение живописи в студии «Всекохудожник» в Москве у Б. В. Иогансона.

Участвовал в городских, областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1961 г. принят в Союз художников СССР. К персональной выставке готовился много лет, наметил ее в год своего 70-летия. Но не дожил до нее двух лет, умер в 1986 г. Мурычев автор пейзажей, натюрмортов, тематических композиций. Работал в технике акварели, линогравюры, ксилографии. Больше всего любил писать улочки Тюмени.

Овчаров Виктор Петрович

(1928 - 1995)

Родился в 1928 г. в поселке Малоречка Шилабохинского района Алтайского края. Учился в Казахском государственном художественном училище в Алма-Ате (1946−1951) и Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде (1951−1957) у И. А. Серебряного, был сокурсником Ильи Глазунова. В 1951 г. был принят в Союз художников СССР.

Начало творческого пути художника пришлось на 1960-е гг. Тогда было модным воспевать людей труда, но в произведениях Виктора Овчарова героическое соседствует с простым и понятным. Художник работал в равных техниках: масло, сангина, темпера, цветные камни, мозаика, сграффито.

В 1967 г. Овчарова в Тюмень как художника, имеющего опыт работы в монументально-декоративном искусстве. Им оформлены фасады и интерьеры областной филармонии, училища искусств, многих административных зданий. Овчаров выполнял заказы на монументальные работы для Ялуторовска, Нижневартовска. Эпизодически занимался архитектурой малых форм, писал декоративные панно, участвовал в праздничном оформлении тюменских улиц. Овчаров был участником областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок.

В 1975—1980 гг. Виктор Петрович преподавал в Тюменском училище искусств на живописном отделении и сам активно работал в живописи. Практически каждая работа мастера, так или иначе, отражает историю и современность нашего края. Не раз художник совершал поездки на Тюменский Север. С нефтяниками, геологами, газовиками жил в вагончиках, вахтовых поселках, в чумах, семьях рыбаков, оленеводов. Тюменский край подарил Виктору Петровичу немало встреч с яркими личностями. Другая тема творчества Овчарова — зимние мотивы. От его пейзажей веет внутренним теплом, любовью к сибирской природе. Произведения Виктора Петровича Овчарова находятся в Тюменском музее изобразительных искусств, в Тюменском областном краеведческом музее, Тобольском историке-архитектурном музее-заповеднике, Красноярском художественном музее, в частных собраниях России, Канады, Англии, США, Италии, Франции, Германии, Японии, Китая. Умер художник в 1995 г.

Осколков Владимир Семенович

(1941-2022)

Родился в 1941 г. в селе Шорохово Исетского района Тюменской области. Учился в тюменской изостудии (1958−1959) у И. А. Некрасова и на Высших театральных курсах при ГИТИСе (1976−1977) у С. В. Образцова. С 1963 г. и в течение 25 лет работал художником-постановщиком, затем главным художником Тюменского областного театра кукол. Преподавал в Тюменском училище искусств на отделении актера театра кукол (1974−1976; 1984−1987).

Эскизы и куклы Осколкова неоднократно экспонировались на всесоюзных выставках театральных художников, областных и городских выставках, печатались в журнале «Театр». Чувство материала, выбор масштаба при создании кукол или масок, разворачивание сценического действия в нескольких планах характеризует Владимира Семеновича как талантливого художника-постановщика. Одним из наиболее удачных спектаклей, поставленных им в содружестве с режиссером А. С. Тучковым, стал спектакль по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата».

В 1983 г. Владимир Семенович принят в Союз художников СССР. За свой талант Осколков много раз был награжден: в 1984 г. он лауреат премии Тюменского комсомола (за спектакль — «Забыть Герострата», 1984), в 1985 г. лауреат фестиваля драматургии в Польше (за спектакль «По щучьему велению» и др. В 1998 г. на Тюменском областном фестивале-конкурсе «Золотой Конек» удостоен звания «Лучший художник года» (за спектакль «Сэмбо»). Каждая его кукла узнаваема и каждая неповторима, у каждой свой стиль, своя изюминка. Его приглашали на постановки в театры кукол Москвы, Краснодара, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Новокузнецка, Нижневартовска, Калининграда.

С 1990-х он активно работал и как художник-живописец. Основные его темы — пейзажи и вариации на тему театра. Произведения находятся в Тюменском областном краеведческом музее, в музейных коллекциях при театрах кукол, а также в частных собраниях России, Финляндии, Англии, Франции, Польши.

Павлов Александр Николаевич




Родился в 1951 г. в селе Дмитриевское Ивановской области. Учился в Ивановском художественном училище (1966−1970 гг.) у И. Д. Калашникова, А. П. Горелого. С 1974 по 1977 год являлся вольнослушателем Академии художеств (Института живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина) Ленинграда. Учился живописи в мастерских В. А. Горба, Серебрянного, Зайцева, в Нижнетагильском государственном педагогическом институте (1980−1985 гг.) у Л. И. Перевалова владел педагогическим мастерством.

Александр Павлов является автором многочисленных пейзажей, портретов, натюрмортов, тематических картин, участник крупных художественных выставок в России и за рубежом. В фондах Государственного Русского музея Санкт-Петербурга находиться 12 картин Александра Павлова. Полотна мастера можно встретить в музеях Сибири, в частных коллекциях России, Франции, Германии, Венгрии, Польши, США. В настоящее время проживает в Тюмени.

Панков Константин Алексеевич

Панков родился в 1910 г., в деревне Щекурья Тобольской губернии. С началом войны ушел добровольцем на фронт. Там, где-то на Волховском фронте, оборвалась жизнь самобытного художника, чьи картины сегодня можно увидеть в Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, Тюменском музее изобразительных искусств, частных коллекциях.

Отец Константина — ненец по национальности — переселился в Щекурью с Печоры, женился на мансийке.

Константин рано остался без родителей, воспитывался в семье старшего брата Прокопия. С детства добывал пушнину, ловил рыбу. Но неожиданно жизнь его круто изменилась. В Панкове, окончившим только церковно-приходскую школу, кто-то тоже увидел будущего хозяйственника или партийного активиста. Учеба на московских курсах давалась Панкову непросто. «Работать пришлось очень много. Все время читал. Придешь в класс, каждое слово новое, каждое слово небывалое, которого раньше не слыхал. К весне я очень устал. Очень трудно было заниматься, легче ловить рыбу. Я ведь совершенно неграмотный попал на эти курсы». Во время учебы рисовать родные края по памяти.

После московских курсов Панков поступил учиться в Ленинград, в Институт народов Севера. Институт располагался в здании бывшей духовной академии на территории Александро-Невской лавры. В нем обучались студенты из северной глубинки. В 1920-х гг. Ленинград стал подлинной культурной столицей для коренных малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. На Северном факультете Ленинградского восточного института (позднее преобразован в самостоятельный Институт народов Севера) уделяли большое внимание развитию их талантов. Там были созданы художественные мастерские. Студенты-северяне, выросшие в тундре и тайге, впервые брали в руки карандаши и кисти, учились лепить из глины.
Панков оказался в мастерских в 1934 г. Ему предложили рисовать по памяти родные сюжеты. Картины получались яркими, и все из повседневной жизни северянина: охотник стреляет птиц, рыбак ловит красных рыб, на берегах реки растут зеленые деревья, пасутся золотые олени, на деревьях — рыжие белки.

В 1937 г. работы северян, в том числе Панкова, украшали советский павильон в Париже. Всемирная выставка искусств и техники 1937 г. проводилась в столице Франции и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны.
Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 — Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов.
Десятки тысяч парижан были поражены изобразительным искусством народов Крайнего Севера. Жюри выставки присудило северянам, в том числе и Панкову, золотую медаль «Гран-при».

Пуртов Иван Григорьевич

(1938-1997)

Родился в 1938 г. в поселке Октябрьском в крепкой крестьянской семье. Родители его были раскулачены и высланы из села Лабино Юргинского района Омской области. В годы войны отец был призван в трудовую армию. Мать, чтобы спасти младших детей от голода, передала их в Карачинский детский дом, а сама устроилась на работу неподалеку от детей, в селе Дегтярево. Именно в детском доме и проявился интерес мальчика к рисованию. Ваня старался подражать хорошо рисующим старшим ребятам и любимой учительнице. После окончания семилетки Иван отправился в Тобольское речное училище, а закончив его, прошел несколько навигаций. Но тяга к рисованию привела Ивана в Омск, где первым его наставником стал пейзажист И. Я. Сивохин.

В 1968 г. Иван Пуртов поступил в Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. Закончил училище в 1972 г., в том же году Пуртов приехал в Тобольск, где начал работать в мастерских художественного фонда. Иван Григорьевич и как художник -монументалист, занимался и мозаикой, и резьбой. В свободное от заказов время Иван писал акварелью. В 1982 г. принят в члены Союза Художников СССР.

11 июля 1997 г. художник ушел из жизни после продолжительной тяжелой болезни, но остался жив в своем творческом наследии. Произведения Ивана Григорьевича находятся в частных собраниях России, Италии, Финляндии, Югославии, Америки, Польши, в фондах Тюменского музейно-просветительского объединения.

Распопов Николай Васильевич

(1932 – 2023)

Родился в 1932 г. в деревне Усалка Ярковского района Тюменской области. Он создал множество памятников и скульптур, которые украшают Тобольск и Тюмень. Первые профессиональные навыки получил у П. Н. Лазутятского в Тобольске. С 1954 по 1978 год работал в Тобольских художественно-производственных мастерских Тюменского отделения художественного фонда РСФСР. Преподавал в художественной студии при Доме пионеров в Тобольске. В 1965 г. стал членом Союза художников СССР.

Скульптурные произведения Распопова украшают улицы и площади сибирских городов. Первой в Тюмени была скульптурная композиция «Тюмень летящая», въездной знак в город со стороны Ялуторовского тракта, которая была установлена в 1984 г. Автор увидел Тюмень свободной, летящей женщиной, которая протягивает горожанам ключ от города.

Каждому коренному тюменцу дорог созданный Николаем Васильевичем памятник «Учащимся школ Тюмени, не вернувшимся с войны». Н. В. Распопов — автор многих известных скульптурных композиций, установленных в Тюменской области. Здание филармонии украшает мемориальная доска знаменитому тюменцу Юрию Гуляеву. В Тобольске установлен памятник «Жизнь за правду» посвященный журналистам, которые погибли при выполнении служебного долга (образ фотокорреспондента Александра Ефремова, погибшего в Чечне в 2000 году).

Тебетев Митрофан Алексеевич

(1924-2011)

Родился в 1924 г. в деревне Лохтоткурт Шеркальского сельсовета Октябрьского района Остяко-Вогульского национального округа, но его жизнь и творчество неразрывно связано с Березовским районом.

В 1944 г. появились первые живописные картины Митрофана Алексеевича. Это были пейзажи («Озеро Турват. Урал», «Усть-Манья. Осень»), написанные в Березове по памяти и первый этюд с натуры «Шуга на Сосьве».

В 1959—1963 гг. учился в Заочном народном университете искусств Центрального Дома народного творчества им. Н. К. Крупской и на творческих дачах Союза художников РСФСР. Принимал участие в окружных, областных, республиканских выставках самодеятельного творчества, а также выставках за рубежом.

В 1993 г. Митрофан Алексеевич принят в Союз художников РФ. В том же году поселился в Березово. Художник неоднократно обращался к местным сюжетам. Им была создана серия работ «Березовские пейзажи». Сорок два сюжета передают любовь к улочкам нашего тихого поселка. Своей первозданной красотой привлекают многочисленные этюды из серии «Шайтанские пейзажи».

В 1993 г. состоялось открытие выставки «Сумытвош». Здесь хантыйский живописец обратился к былому, изображая с натуры еще сохранившиеся купеческие дома и склады, воссоздал на своих полотнах собор в Березово 1910 г., Богородице-Рождественскую церковь XVIII века, используя при этом фотографии, изучая историю старинного поселения. Работы художника можно увидеть в музеях Ханты-Мансийска, Суздаля, Тюмени, Крыма (Ливадийский дворец-музей) и в поселке Шеркалы. Самая большая коллекция картин хранится в Березовском краеведческом музее.

Токарев Петр Прокопьевич

(1923-1997)

Родился 2 декабря 1923 г. в селе Тураево Нижнетавдинского района Тюменской области. Учился в институте им. И. Е. Репина в Ленинграде (1955−1961) у Ю. М. Непринцева. Член Союза Художников СССР с 1965 г. Живописец, автор тематических композиций, портретист, пейзажист. Председатель правления Тюменской организации Союза Художников РСФСР (1972−1974). Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. Произведения находятся в ТМИИ, ТГИАМЗ, в частных собраниях России, Франции, Америки, Польши, Турции. Жил в Тобольске.

Ханжин Геннадий Яковлевич

(1918-2010)

Родился 6 октября 1918 г. в селе Кодское (сейчас это Курганская область). Ханжины жили в достатке, занимались хлебопашеством и торговлей. После революции и ранней смерти отца хозяйство пришло в упадок. Семью раскулачили и пришлось переехать в Тюмень. В 1934 г. Геннадий окончил ФЗУ Тюменского судостроительного завода, получил специальность слесаря. С 1936 г. Ханжин в Алапаевске. В 1939 г. был призван в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке в конноартиллерийском полку. Там впервые взялся за кисть, занимался выпуском стенгазеты. Прошел войну. Воевал на Северо-Западном и Волховском фронтах, где шли жестокие бои. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождал Прибалтику, Польшу, Кёнисберг. Победу встречал на улицах Берлина. Военное командование высоко оценило боевые заслуги Геннадия Яковлевича Ханжина. Он награждён двумя орденами — Красной Звезды, Отечественной войны II степени и многими медалями.

Домой вернулся 22 мая 1946 г. После войны Геннадий Яковлевич работал в Тюмени техником в тресте «Мемводстрой». В 1978 г. ушёл на пенсию. В шестьдесят лет в судьбе фронтовика произошёл резкий поворот. Он стал художником. В возрасте 62-х лет он стал студентом-заочником Московского университета искусств, но закончить его не удалось, учился самостоятельно. За творческую жизнь он написал более ста картин. Ключевыми в творчестве художника являются картины о войне. Их немного — всего три, но они дорогого стоят. «А завтра снова будет бой» (1986), «На прямую наводку» (1987). Все работы он завещал Тюменскому областному краеведческому музею. Умер художник 16 октября 2010 года в возрасте 92 года.

Шарапов Владимир Николаевич

Родился 11 июня 1953 г. в деревне Осиновой Ялуторовского района Тюменской области. Стать художником Владимир мечтал с детства, но художественной школы в деревне не было. Только обычные уроки рисования. Талантливого ученика заметили, и все оформительские работы в школе были на нём. Закончив в 1968 г. восемь классов, он отправился поступать в Свердловск. Но провалился, и вернулся в деревню. Устроился оформителем в колхоз, а на следующий год сдал документы в профтехучилище — на отделение художественной обработки камня. Работа с камнем его увлекла, после двух лет обучения он получил диплом с отличием, и некоторые его работы уже тогда выставлялись на ВДНХ в Москве. В 1972 г. Шарапов поступил в Саратовское художественное училище. Во время учебы его призвали в армию. После окончания службы он восстановился в училище и закончил его в 1979 г. В том же году женился и с молодой женой вернулся в Ялуторовск. Молодым художникам дали мастерскую и жильё в городе.

Образования училища Владимиру было недостаточно, и с 1983 по 1988 год он учился в Ленинградском высшее художественное училище имени В. И. Мухиной у В. Л. Рыбалко. В 1988 г. Шарапов получил квалификацию художника по архитектурно-декоративной пластике. В 1990 г. Шараповы открыли в Ялуторовске детскую художественную школу, в этом же году Владимир Николаевич был принят в члены Союза художников России.

Каждый год он выставлял свои творения, участвовал в международных симпозиумах по скульптуре в разных городах. Ялуторовск был украшен его скульптурными композициями. Работы Шарапова поступили в собрания многих российских музеев. Самая большая коллекция, естественно, у Ялуторовска — это и живопись, и графика, произведения станковой и монументальной скульптуры самых разных жанров и материалов.

В 2002 г. Шарапову вручена медаль «За вклад в наследие народов России» Российского Союза исторических городов и регионов. Имя Владимира Николаевича Шарапова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Шруб Остап (Виктор) Павлович

(1924-1999)

Родился 7 марта в 1924 г. в селе Ново-Дмитровка Велико — Александровского района Херсонской области Украинской ССР. Участник Великой Отечественной войны. С 1948 по 1953 год Шруб учился в Одесском художественном училище им. М. Б. Грекова у М. К. Поплавского. В 1953—1960 гг. продолжил обучение вместе с народным художником Ильёй Глазуновым в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина у Б. В. Иогансона и А. Д. Зайцева.

Из Ленинграда Остап Павлович уехал сначала в Тюмень, а затем в Тобольск. Тихий городок с деревянными мостовыми, старинными церквями и кремлем покорил его. Его мастерская находилась в заброшенной ризнице Софийско-Успенского собора. Много лет Шруб прожил в Тобольске, работая над живописными полотнами. Примечательно, что к 380-летнему юбилею древней столицы Сибири при входе на Софийский двор Тобольского кремля появилось мозаичное изображение Семена Ремезова, выполненное Остапом Павловичем. Его картины выставлялись в залах Москвы, Свердловска, Перми, Тобольска, Тюмени, Челябинска, репродукции публиковались в центральных журналах. По рекомендации Ильи Глазунова Шруб сделал рисунки к книге Юрия Тупицина «Красные журавли». В 1965 г. Шруб был принят в Союз художников СССР. Последние годы жизни Остап Павлович жил в Тюмени. Ушел из жизни на кануне персональной выставки в 1999 г.