Народный календарь. Крестьянский год

Народный календарь

В народном крестьянском календаре древние языческие традиции причудливо переплелись с христианской культурой.

В традиционной культуре природа проживает те же стадии жизни, что и человек. Весна — это юность мира, лето — зрелость, осень — старость. А следом наступает зима — гибель мира. Пришла зима — мы радуемся: чисто, прохладно, нет грязи. Но проходит время (а у нас зима длится до полугода) — снег и холод нам надоели. Значит, нужно проводить зиму и позвать весну. И не просто проводить, а прогнать, сжечь чучело Зимы в праздник Масленицы.

Приходит весна — время посадки на огороде, сева на пашне. Но и весну нужно проводить, чтобы встреть лето. Проводы весны в древнем земледельческом календаре, были связаны с обрядами, когда уже чучело Весны (славяне звали его по-разному, например, Кострома) либо спускали вниз по реке, либо топили. Самым значимым праздником окончания весны — начала лета была Троица. Ее называли «зелеными Святками».

«Не моли лета долгого — моли теплого, — говорили крестьяне. Много работы было у крестьян в летнюю пору: прополка грядок, сенокос, заготовка веников и т. д. Несколько летних праздников выделялось особо — Иванов день, Петров день, Ильин день и три Спаса (Медовый, Яблочный, Ореховый). Крестьяне верили, что после дня Ильин пророка «солнце засыпает», а лето заканчивается. К празднику Успенья Пресвятой Богородицы нужно «успеть» закончит все дела в огороде.

После сбора урожая начиналась пора веселых деревенских свадеб, которые с перерывом (на Рождественский пост) продолжались до конца зимы.

Таким образом течение жизни для земледельца представляло неизменный круговорот (зима-весна-лето-осень), символом которого было кольцо — украшение без начала и конца.

Крестьянский календарь — святцы

Непременный атрибут крестьянского дома — это нахождение трех наиболее почитаемых святых — Симеона Верхотурского, Николая Чудотворца и Пантелеймона Целителя. А в домах богатых крестьян можно было встретить и деревянный календарь, на котором в виде зарубок отмечались праздники, а в виде рисунков церковные праздники. В виде креста — праздник Пасхи, три креста на одной основе — Троица, «корова» — день Юрия (Егория) Вешнего, «солнце» — день летнего солнцестояния, Иван Купала и т. д. Подобный календарь находится в фондах Тобольского музея-заповедника. Поступил он в 1900 г. от крестьянина Бегишеской волости Горборука. Сам крестьян указал, что «раньше таких [календарей] было много, а теперь они большая редкость».

Народный календарь по месяцам


Январь



Январь — году начало. Славяне именовали его просинец, от синевы неба. Название «январь» пришло к нам из Византии вместе с юлианским календарем. Январь посвящался богу Янусу, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью, и бедам. Януса изображали с двумя лицами: одно обращено в будущее, другое — в прошлое.

Новый год — 1 января / 19 декабря

Маланья. Васильев вечер — 13 января / 31 декабря
Канун старого Нового года приходится на 13 января (31 декабря). Этот праздник получил в народе название Васильев вечер, по имени св. Василия Великого. Ритуальным кушаньем в Васильев вечер является жареный поросенок.
Старый Новый год в некоторых волостях Тобольского уезда был самым разгаром Святок. Обычай наряжаться в Святки и ходить по домам еще сохраняется, хотя и является пережитком седой старины.

Крещенский сочельник — 18 / 5 января
На Крещение было принято рисовать меловые кресты, а чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашку с водой и говорили: «Ночью чаша с водой сама колыхнется». Если ночью вода в чаше колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса». Считалось, если увидишь сполохи, то можешь просить хоть Царствия Небесного — всё исполнится.

Крещение — 19 / 6 января
Главное событие Крещения — Водосвятие, для чего на водоемах издавна делается в установленном месте прорубь — «Иордань». Весь день для христиан полон особого значения — молебен, крестный ход, освящение воды.
В день Крещения после освящения воды в Иордани купаются раздетыми: для того, чтобы омыться освященной водой, и для того, чтобы излечиться от болезней, очиститься от грехов.

Татьянин день — 25 / 12 января
«На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц».

«Снег на Татьяну — лето дождливое».

February

The word February came to us from Byzantium. Our ancestors called this month sechen, sneden, fierce, bokogrei. In the old days, it was called wedding from winter weddings, which were performed from Epiphany to Maslenitsa.

St. Macarius Day — February 1 / January 19
Macarius of Egypt was born in 301. In the thirtieth year he went to the desert of Egypt. During the persecution of Christians, he was exiled to one of the Nile Islands, where he converted the entire population to Christ.

Timofey — February 4 / January 22
The Apostle Timothy was a companion of the Apostle Paul. He died a martyr’s death in Ephesus, where a feast was celebrated in honor of the pagan goddess Diana. Timofey tried to stop this celebration, accompanied by debauchery, but the crowd threw stones at him.
On this day, severe frosts occur, which are called Timofeevsky.

Candlemas — February 15th / 2nd
The Slavic word "candlemas" means "meeting".
The Christian holiday Candlemas coincides with the ancient Slavic pagan holiday Gromnitsa, associated with the worship of fire. Leaving the church, they tried to bring a burning candle to the house. Whoever does not extinguish the fire will be happy.

The feast of Candlemas. Anna — February 16th / 3rd
The bear turns to Anna the prophetess in the den.

Vlasy — February 24 /11
The Holy Martyr Vlasius is the patron saint of cattle. The consonance of the names Vlasius — Veles led to the fact that after the adoption of Christianity, the features of the pagan deity were transferred to this saint. Rituals dedicated to Saint Vlasius have been recorded in many regions of Russia. A prayer service was usually held, during which a procession with icons went around the village. For this holiday, it was customary to bake rye loaves, which were brought to the church for consecration. In Novgorod on St. Peter’s Day. Vlasia was beaten down with cow’s oil. In the evening, a general feast was held, at which they drank beer.

Kasyanov Day — February 29 / 15th
In many localities, he is an unloved saint, "the merciless one." Kasyan’s day happens only in a leap year. In Russia, since ancient times, it has been considered a leap year to be dangerous. They talked about the man who had an accident that day: "Kasyan looked at him." Kasyan’s eye was considered very dangerous, on this day they even advised not to leave the hut, so that misfortune would not happen. According to its properties, Kasyan is close to the Slavic Viy, whose deadly gaze is hidden under huge eyelids or eyelashes.

The ancient pagan holiday of Maslenitsa falls at the end of February — beginning of March. In the Christian calendar, the dates of this holiday vary depending on the day of Easter, which is preceded by a seven-week Lent.
The Maslenitsa week itself was called cheese week, syrnitsa. Initially, they ate "white" food on Shrovetide: milk, butter, sour cream, cheese. Pancakes appeared as a memorial food.
After Maslenitsa, the seven-week Great Lent begins, during which all amusements were prohibited. The first day of Lent is called Clean Monday. Among the people, this day was given special importance as the day separating Maslenitsa and Lent. On this day, strict fasting was observed — dry fasting.
Only in some areas pancakes with linseed oil were prepared, the eating of which was called "Shrovetide pancakes".
Март

Слово март пришло к нам из Византии. Этот первый месяц весны был назван по имени бога войны Марса — «мартиус». Славяне назвали этот месяц сухий, протальник, березол, грачевником.

Василий-капитель — 13 марта / 28 февраля
Преподобный Василий пострадал в Византии во время гонения на почитателей икон. После освобождения из темницы он продолжил свой иноческий подвиг. Скончался святой в 750 году.

Евдокия Плющиха — 14 / 1 марта
Евдокия — бесстрашная исповедница христианской веры была обезглавлена около 170 года.
В старину Евдокию называли «Весновкой», полагая, что она заведует весной и хранит ключи от весенних вод. Во многих местах этот праздник считали «бабьим», женщины заказывали перед иконой святой молебен. В ряде местностей с этого дня начинали белить холсты.

Федот — 15 / 2 марта
Священномученик Федот был епископом на Кипре. Во время гонений на христиан наместник приказал жестоко бить и пытать его. Святой все стойко переносил. Император Константин Великий даровал свободу всех христианам. После двух лет епископского служения Федот мирно скончался около 326 года.
Если на Федота снежные заносы, ‑ долго не будет весны.

Герасим грачевник — 17 / 4 марта
Церковь чтит память двух Герасимов: преподобного Герасима, жившего в V в. в Ликии (Малая Азия) и преподобного Герасима — первого вологодского чудотворца, жившего в XII веке. Считалось, что в этот день прилетают грачи.
Герасим-грачевник грачей пригнал.

Сорок мучеников — 22 / 9 марта
Народное название этого праздника Сороки. Этот день во многих местностях считался границей между зимой и весной. К Сорокам был приурочен обряд кликанья весны. По народным поверьям, после этого праздника следовало еще сорок морозных утренников, поэтому женщины пекли в этот день сорок булочек, которые в течение сорока дней по одной булочке бросали в огород с обращением к морозу, чтобы уходил и не морозил посевы.
Сорок мучеников — сорок утренников (еще будет).

Дарья
Нечистые проруби — 29 / 16 марта
Святая мученица Дарья была знаменитой по красоте и уму жрицей при храме Минервы в Риме. Однажды к ней привели сына знатного римлянина-язычника Христанфа, чтобы она сумела отвлечь юношу от христианства. Вместо этого Христанф обратил ее в христианство. Дарья и Христанф дали друг другу клятву жить в безбрачии и девстве. После смерти отца Христанф сделал свой дом обителью новообращенных христиан. По жалобе соседей правитель города Келерин приказал провести трибуну Клавдию привести расследование и наказать виновных. Но Клавдий вместе со всей своей семьей принял христианство. Схваченных Дарью и Хрисанфа пробовали пытать горячими свечами, но свечи гасли. Затем Дарью приказали отвести в публичный дом, но Господь послал льва, который сел у ног святой и никого к ней не подпускал. Но приказу императора Нумериана Дарью и Хрисанфа живыми закопали в землю.
С увеличением теплых дней на прорубях рек и прудов делается грязно. По этому поводу говорили: «Вот пришла и Дарьи грязные пролубницы».

Алексей — человек Божий. Алексей теплый — 30 / 17 марта
Человек Божий родился в V веке. В день свадьбы Алексей оставил невесту и уехал в святые места. Он остался нищенствовать в городе Едесса, где провел более 17 лет. Вопреки желанию он был перевезен в Рим, где провел еще 17 лет, неузнаваемый родителями и невестой. Только после его смерти обнаружилось, кто он был на самом деле.
Если на Алексея ручьи бегут, должна рыба ловиться.

Среда на шестой неделе Великого поста именовалась Средокрестие. Средокрестие знаменовало середину поста. В этот день повсеместно из пресного или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которое ели сами и скармливали домашней скотине.
Апрель

У славян этот месяц называли березозол от того, что он месяц злой для берез, так как в это время начинали заготовлять березовый сок. Апрель также называли капельник, снегогон, солнечник, водолей, цветень.
Апрель ветром дует, небо синит — тепло сулит.
Апрель с водой — май с травой.

Благовещенье — 7 апреля / 25 мартa
В этот день Архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет Мессия и Сын Божий.
В народном календаре Благовещенье было одним из самых почитаемых праздников. Он воспринимался как весеннее пробуждение природы.
Всякая работа в Благовещенье запрещена: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Иоанн Лествичник — 12 апреля / 30 марта
Он почитается как великий подвижник и автор замечательного духового творения «Лествица райская» ‑ руководства для восхождения к духовному совершенству. Известно, что Иоанн Лествичник умер после 600 года.
В этот день пекли обрядовое печенье — «лесенки». Каждому члену семьи выпекали свою «лесенку», чтобы все были здоровы.

Мария Египетская — 14 / 1 апреля
Преподобная Мария проживала в IV в. н.э. Семнадцать лет она была блудницей. Но ушла в пустыню, где прожила 47 лет, не видя ни одного человека, пока не встретила святого Зосиму, который причастил Марию, после этого она тихо скончалась. По народным представлениям, на Страшном Суде Мария Египетская будет судить всех блудниц. Это день очень строгого поста.
Если на Марию Египетскую ручьи бегут, будет хорошо ловиться рыба.

Никита — 16 / 3 апреля
За строгую, благочестивую, полную трудов и молитвы жизнь Господь удостоил Никиту дара чудотворения.
На Никиту водяной просыпается от зимней спячки, и его нужно непременно задобрить. Для этого его угощали, утопляя чужую лошадь и приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!». Также бросали ему гуся без головы.

Федул-ветряник — 18 / 5 апреля
Мученик Феодул (Федул) был чтецом при храме и отличался благочестием, исцелял недуги с помощью перстня. Во время гонений погиб. Христиане предали его тело земле. Было это в 303 году.
На Федула светлячки просыпаются: До Федула дует сиверок, с Федула — теплынью потянет.

Антип-половод — 24 / 11 апреля
Антип был учеником апостола Иоанна Богослова. Священномученик считается целителем разных человеческих болезней, особенно зубной боли. В старину для этого брали медную монетку, подержав на больном зубе, пробивали гвоздем и вешали на икону св. Антипы.
В этот день вскрываются реки. Медведь выходит из берлоги. Появляются первые крапивные всходы: Антип воду распустил.

День мучениц Агапии, Ирины и Хионии. Ирина-рассадница — 29 / 16 апреля
В конце III — начале IV века, за благочестивую христианскую жизнь Ирина и ее сестры, святые мученицы Агапия и Хиония, были схвачены и подвергнуты пыткам и мучениям.
В старину во многих губерниях России в этот день начинали сеять рассаду. Сибиряки верили, что в этот день вскрывается река Иртыш.
Ирины-рассадницы — сей капусту на рассаду.

Воскресенье на шестой неделе Великого поста носит название Вербного. В этот день Церковь отмечает праздник Вход Господень в Иерусалим. Свое название праздник получил по праздничному атрибуту — вербе, которая на Руси заменила пальмовые ветки, которыми когда-то люди приветствовали въезд Иисуса Христа в город.
Главным праздником Русской Православной Церкви является Пасха — Воскресенье Христово. Обязательной принадлежностью пасхального стола являются освященные накануне крашеные яйца, кулич и некоторых местностях творожная пасха.
Май

На Руси этот месяц называли травнем, из-за появления травы, листопуком, так как пучками появляются молодые листочки, росеником из-за обильных майских рос. О мае говорили: «Май наряжается, лето в гости ожидается», «Май весну венчает, лето встречает».
В мае не принято играть свадьбы. По этому поводу говорят: «В мае жениться — век маяться», «В мае добрые люди не женятся», «Рад бы жениться, да май не велит». Последним днем для сватовства считался день святого Якова (30 апреля / 13 мая).

День святого Георгия Победоносца. Егорий Вешний — 6 мая / 23 апреля
День святого Георгия Победоносца отмечается в году два раза: 6 мая и 9 декабря. Он считался повелителем всех лесных зверей, покровителем стад: «Все звери у Егорья под рукой». В этот день совершали первый выгон скота в поле («Юрий росу распустил. Гони животину на Юрьеву росу»). Егория Храброго называют покровителем волков, волчьим пастырем. Говорят: «Что у волка на зубах, то Егорий дал».

День евангелиста Марка. 8 мая / 25 апреля
Святого Марка иногда называли «ключником», потому как верили, что он владеет ключами от дождей. В этот день молились о ниспослании дождя. В день святого Марка ждали прилета птиц: «На Марка прилет певчих птиц стаями».

Семен-ранопашец. 10 мая / 27 апреля
Во многих местностях России с этого дня начинали раннюю пахоту.
Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают.

День святого апостола Иакова. 13 мая / 30 апреля
В старину с этого дня прекращали сватовство, считая, что май невыгоден для новобрачных.
Теплый вечер на святого Якова и звездная ночь — к урожаю.
Ясный восход солнца — погожее лето.

Еремей-запрягальник. 14 мая / 1 мая
В этот день приготовлялись к посеву. Шли по ранней росе на пашню и говорили: «С Еремея-запрягальника запрягай коня в соху, выезжай на посев, подымай сетево».

Мавра-молочница. Тимофей — 16 / 3 мая
В этот день было принято готовить зеленые щи из молодой крапивы и щавеля. По этому поводу говорили: «В зеленые щи крапиву ищи», «Мавры-зеленые щи — крапиву щипли». Загадка: «Жгуча родится, а в щи годится» (крапива).

Ирина-рассадница — 18 / 5 мая
На Ирину выжигали траву на полях («На Ирину худая трава из поля вон!»).
В этот день высаживали капустную рассаду по грядкам, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пуста, будь туга; не будь красна, будь вкусна; не будь мала, будь велика!»

День Иоанна Богослова — 21 / 8 мая
В этот день пекли обетные пироги для угощения странников и нищих.
Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу.
День с дождями — гриб пойдет полкам.

Никола Вешний — 22 /9 мая
На Николу Вешнего девушки и женщины готовили обрядовое блюдо — яичницу, которую затем съедали в честь святого.
С Николина дня выгоняли лошадей в поле, на ночной подножный корм. Ребята проводили всю ночь с лошадьми в поле. Для этого пекли пироги с гречневой кашей. Холостые парни всю ночь проводили в играх.

День Симона Зилота — 23 / 10 мая
На Симона копают коренья, ищут клады.
Одни говорят: «На Симона Зилота земля именинница: грех пахать». Другие отвечают: «Сей пшеницу на Симона, родится, аки золото».

Лукерья-комарница. 26 / 13 мая
С Лукерьи появляются комары.
Комаров мало — овсов и трав не будет.
Много комаров — быть хорошему овсу.

Сидор-огуречник. 27 / 14 мая
На Сидора прилетают стрижи и ласточки.
На Сидора можно огурцы сажать.

Пахом-бокогрей, Пахомий теплый — 28 / 15 мая
С Пахома устанавливается совершенно летняя погода.
С Пахома было принято сеять рожь и овес. На Пахома сеяли ячмень.

Июнь

Слово июнь или иуний пришло в наш язык из Византии. Название свое месяц получил в честь богиня плодородия, покровительницы брака и семейного счастья Юноны.

Славяне назвали этот месяц изок, по названию какой-то певчий птицы, вероятно, жаворонка. Встречаются и такие наименования июня — комарный, паутный, хлеборост, светозар, разноцвет. Еще одно народное название первого летнего месяца — земляничник.

Если первые два дня месяца льет дождь — весь месяц сухой.

Если 3 июня дождь, то 3 декабря снег с крупой.

Сильные росы в этом месяце — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.


Июль

Славяне назвали его червень. На Руси этот месяц также именовали страдником, сенозарником, жарником, грозником.

Июль — грозник, молнии мечет, дубы калечит.

Июль — макушка лета. Идет сенокос, начинается уборка хлеба. Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал. Плясала б баба, да макушка лета настала. Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы. Июль — хоть разденься, а декабрь — потеплей оденься. В июле солнце поворачивает на зиму, а лето — на жару.

В июле жара — в январе мороз.

Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.


Август

Июнь еще не лето, август уже не лето. В августе до обеда лето, а после обеда — осень. Каковы первые три дня, таков и весь август.

В Древней Руси август называли серпень, потому что в эту пору жали серпами хлеб. В старинных месяцесловах август именуют зорничником, зарником — от ясных зорь и зарниц, которых много в этом месяце. Август также величали жнивень, так как был разгар уборочной страды, густоед — в это время всего в избытке. Еще есть народные прозвища августа — разносол, хлебосол.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

Август-ленорост — пристает холст.

В августе ночи темные и вода холодная.

В августе солнце греет, да вода холодеет.

Кто в августе спит, тот спит на свою голову.

В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче, дольше ночи, ломота в спине, да разносол на столе.

Август густарь, страды государь.

Звездные ночи. Кто увидит падающую звезду и успеет загадать желание, оно обязательно сбудется.


Сентябрь

В Древнем Риме сентябрь был седьмым месяцем года и поэтому назывался «септембер». Славяне называли этот месяц ревун, то рева зверей, особенно оленей. Другие прозвища сентября: хмурень, листопадник, вересень.

До начала XVIII века новый год на Руси отсчитывали с 1 сентября. Этот день назывался «летопроводец». После торжественной службы в Успенском соборе Московского кремля из храма выходили царь и патриарх. Патриарх благословлял народ на целый год.

После 1700 года сентябрь стал девятым месяцем года.

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает.

В сентябре держись крепче за кафтан.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Август варит, сентябрь к столу подает.


Октябрь

В древнеримском календаре октябрь был восьмым месяцем, поэтому назывался октобер (от латинского окто — «восемь»). Позднее он стал десятым и получил один день от сентября (раньше в нем было 30 дней). По 1700 г. в России октябрь был вторым месяцем года, так как новый год отмечали 1 сентября.

Наши предки именовали октябрь листопадником, листопадом — месяцем опадающих листьев.

Народные прозвища октября хлебник, свадебник (после праздника Покрова начинались свадьбы), капустник (рубили капусту).


Ноябрь

Название этого месяца ноябрь (ноемврий) пришло к нашим предкам из Византии. Наши предки называли его грудень.


Декабрь

Слово «декабрь» происходит от латинского «децем» ‑ десятый. Раньше декабрь был десятым месяцем в году. С 1700 г. он стал двенадцатым.

Славянские названия декабря — студень, стужайло, холодень, лютень.