Воспитание детей

Воспитание детей

В большой крестьянской семье ребенок воспринимался не как малыш, которого нужно баловать и не в чем ему не отказывать, а как полноценный член семьи. Так что и у ребенка за столом было свое место (пусть и на коленях у матери). Вне зависимости от пола, самых младших членов семьи называли «дитя» (дитё), «чадо» или «ребенок» (робятко). Именоваться по имени нужно было еще заслужить, зато детей часто именовали прозвищами: «истома» (неспокойный ребенок), «балуй» (баловень), «чеча» (шалун).

Все дети, мальчики и девочки, сперва находились под присмотром женщин (например, мальчик ходил в баню с матерью и бабушкой). По достижению определенного возраста мальчики поступали под опеку главы семьи, девочки — в введение «большухи» (главной женщины в доме). У казаков на Семенов день (1/14 сентября) мальчики четырех лет проходили постриги и сажание на коня.

Жизнь детей проходила в играх, но уже с раннего возраста детей приучали к труду. Детей учили косить и грести сено, колоть дрова, носить воду и т. д. Взрослые следили, получается или нет дело у ребенка. Часто ленивому могли дать обидное прозвище. Например, «непряха» или «неткаха» (девочке, которая не может научиться прясть или ткать), «стрелка» (прозвище тому, кто не научился косить). Подросших детей со дня святого Наума (1/14 декабря) начинали обучать грамоте: «пророк Наум наведет на ум».

Детей в семье наказывали. Но наказание должно было быть за дело, а не просто так, от обиды или злобы.

Деревенское детство

Большинство советских детей и мечтать не могли о том, чтобы отправиться в каникулы на заграничные курорты, зато очень многие из них проводили лето у бабушки в деревне, и это становилось увлекательным приключением, о котором потом долго вспоминали и рассказывали друзьям.

Особенность советского времени — даже если у ребенка не было бабушки с собственным «домиком в деревне», на природу он все равно попадал. Практически всегда у родителей находились родственники или знакомые, готовые взять ребенка на каникулы. Но к такому отдыху нужно было еще подготовиться.

В пору тотального дефицита ребенка собирали долго и тщательно: вместе с ним в поездку отправлялся целый багаж, в котором непременно были «городские гостинцы». В зависимости от возможностей семьи это могла быть обычная вареная колбаса или редкая в те годы — копченая, сгущенка, шоколадные конфеты, гречневая крупа, кофе, сахар и многое-многое другое. Все объяснялось просто — в деревне эти продукты сложно было достать, а отблагодарить «принимающую сторону» за гостеприимство считалось делом чести. Ну, а ближе к осени вместе с отдохнувшим чадом в обратную сторону отправлялись дары природы: соленья-варенья, овощи, фрукты.

В то же время сельские магазины иногда радовали горожан невиданным импортным изобилием: рядом с ситцевыми халатами или ватниками там можно было обнаружить, например, импортные джинсы или фирменные кроссовки. Причем даже маленьких, детских размеров, что было по тем временам исключительной редкостью. Так что совсем нередко городские дети, через которых родители передавали деревенской родне некоторую сумму денег, оказывались к концу лета экипированными на зависть городским ровесникам.

«Как поработаешь, так и полопаешь». Эта грубоватая, но верная народная поговорка как нельзя лучше отражала положение дел на селе эпохи СССР. В пору, когда обычные сосиски и сыр в деревне считались деликатесом, за которым нужно было ехать в Москву, народ выходил из положения как мог. Многие деревенские жители держали немаленькое натуральное хозяйство, разводили уток, кур, кроликов, свиней или коз, обязательно «сажали огород», и, конечно же, картошку, причем — помногу и впрок. Городских ребятишек быстро приставляли к делу.

Еще в каждом дворе непременно росли яблони, вишня, смородина, крыжовник и другие плодовые деревья и кустарники — на радость детворе. Миска парного молока с собственноручно собранной малиной становилась для многих детей СССР символом счастливого деревенского лета.

Во времена позднего социализма деревни были еще многолюдными: там была работа, и кипела жизнь. Соответственно, и детей рождалось немало. Частенько «местные» летом вступали в конфликт с «городскими», но рано или поздно все объединялись в одну большую ребячью ватагу и носились до позднего вечера по улицам деревни, оглашая окрестности задорными криками.

Контроль со стороны взрослых практически полностью отсутствовал, но особенно хулиганистых мальчишек чья-нибудь бабушка могла при случае «отходить» пучком крапивы.

Настоящим приключением были и походы в лес за ягодами и грибами, рыбалка, выезды «в ночное» — все это учило городских детей взаимодействию с живой природой, ориентированию на местности и многим другим полезным вещам.

Еще дети, приехавшие в деревню, узнавали немало подвижных командных игр, которые в то время уже были подзабыты в городе. Помимо всем известного «ручейка», «казаков-разбойников» или салочек, они учились играть в лапту, «чижа» или «гусей». Все эти подвижные развлечения как нельзя лучше сплачивали местных и приезжих мальчишек и девчонок.

И, конечно же, в каждой деревне были свои «байкеры» — на стареньких отечественных мотоциклах или мопедах. На зависть городским мальчишкам они гоняли с ревом по окрестностям. Подружиться с обладателем «железного коня» и помочь ему с ремонтом считалось очень престижным, и многие ребята за лето осваивали еще и основы автомеханики.

Детство из воспоминаний Евгения Панишева

Детских игрушек фабричного изготовления практически не было — мастерили их сами: свистульки, погонялки, костяные бабки и, конечно, — рогатки. Подрастая, осваивали деревенские переулки и окрестности. Весной запускали бумажные кораблики по бегущим ручейкам и лужам, одна из которых, довольно обширная, находилась за соседним домом перед бывшим колхозным клубом. В теплые летние дни, особенно после дождя, с увлечением гоняли так называемые погонялки (обручи либо кольца из проволоки) по улицам деревни.

Осенью, научившись, катались на коньках — снегурках, привязывая их к валенкам, на ближайшей Солдатской речке, увлеченно бегая с одного ее края на другой, до соседней деревни Субарева.

Любимым местом во все времена года для нас были берега Таймы, напротив деревни. Заснеженные зимой, они были удобным местом для катания на санках и грубоватых деревянных лыжах.

В летние жаркие дни убегали купаться на речку перед мостом, где на берегу, у кромки воды, росла огромная талина. Здесь мы вдоволь плескались, плавали, переплывая ее с берега на берег, загорали и отдыхали в тени развесистой талины.

Вечерами, собираясь на взгорье в центре деревни около дома Натальи Аверьяновны, играли в различные подвижные групповые игры, такие как классики, чижик, лапта, городки, догонялки и пр.

Детский интерес вызывали местные производственные колхозные объекты. Одним из них была кузница.

Другим таким местом детского любопытства был зерноток и механизированная мельница, где всегда трудились колхозники. Незаменимым механизатором здесь был Андрей Федорович Федоров, содержащий вверенные ему механизмы всегда в рабочем состоянии. В семье у него 5 детей.

По взрослению каждого из нас родители приобщали к труду. Для трудового деревенского уклада жизни это было вполне естественно. Рано приобщались к сенокосу. Помнится, как папка, в один из летних дней, когда мы всей семьей были на сенокосе, поставив меня впереди себя и положив мои руки на черен литовки маломерки, показал, как надо с ней управляться.

Подрастая, включались в колхозную трудовую жизнь. Мы добровольно с удовольствием брались убирать выращиваемый в колхозе лен, управляя лошадьми, вывозить навоз на колхозные поля из скотных дворов односельчан, утрамбовывать силосную массу при закладке в глубокие траншеи.

Начальная школа была в деревне Черкашина, располагаясь на ее западном краю в специально для этого построенном деревянном доме. Это была малокомплектная школа с двумя классными комнатами и небольшим коридором, в котором размещался большой камин для обогрева.

В силу небольшого количества учеников послевоенного времени из четырех деревень в каждой комнате одновременно обучалось два класса, в составе которых вместе с русскими детьми — дети татары. А поэтому сколько труда стоило моей первой учительнице Марии Михайловне обучение вести по программе 2-х классов учеников двух национальностей.

Хотя до школы было около четырех километров, в любое время года и в любую погоду мы добирались пешком, чаще всего не по дороге, а по тропинке поверх рукотворного вала…

Адаптироваться к таким жестким условиям мне помогали моя старшая сестра Полина и брат Анатолий, с которым в интернате первое время приходилось спать на одной кровати.

Наскучавшись за неделю по родителям, старались как можно больше успеть помочь в домашних делах: прибраться в доме, натаскать в дом для подсушки на неделю дров и воды из колодца для скота, наколоть льда для приготовления питьевой воды, убрать снег с навеса ограды.

Из книги Зольникова Н. П. С почтение и любовью к Роду.

Тобольск, 2020

Воспитание детей в стойбище

Система воспитание детей коренного населения Сибири не похожа на современную, городскую. Основное отличие состоит в том, что воспитание не отделяется от жизни и деятельности семьи и рода. Главным является сама среда, где ребенок растет и развивается.

С самого раннего возраста начинается трудовое воспитание, при этом приобщение ребенка к жизни общества происходит двумя путями: через работу и через игру. Известно, что для мальчика первыми игрушками становятся лук со стрелами и аркан, для девочек — лоскутки ткани, кусочки меха и куклы.

Воспитанием мальчиков на Севере занимаются мужчины, а воспитанием девочек — женщины. Лучшим способом передачи опыта является вовлечение ребенка в занятия взрослых, когда он подражает и учится. Мужчины учат мальчиков ловить рыбу, охотиться, управляться с оленем; а женщины учат девочек домашней работе, ведению хозяйства, религиозным обрядам и воспитанию детей. Часто воспитанием девочек занимается не мать, а бабушка, с которой девочки учатся рукоделию, собирают ягоды. Во время таких занятий они слушают старинные песни и сказки. Именно фольклор является наиболее значимым средством воспитания детей народов Севера.

Куклы народов Севера

Прежде чем стать взрослым, дети играют во взрослых. В игре участвуют, по крайней мере, двое: один является водящим, другой — вторящим, а нередко просто «игрушкой». В забавах ненецких детей игрушками могут быть как собственно куклы с головами из птичьего клювов, так и щенки, оленята, прирученные гусята, лисята, волчата. В возне с ними складывается диалог человека и природы. Игрушками мальчиков являются маленькие арканы, луки со стрелами, нарточки. Нередко игрушками детей оказываются взрослые, на которых охотятся, от которых прячутся.

В играх девочек преобладают мотивы домашних дел и забот. Куклы-нухуко обряжаются в специально сшитые одежды, поскольку им предстоит играть родителей и детей, жениха и невесту, хозяев и гостей. Детским куклам предстоит жить взрослой жизнью. К куклам относятся с некоторым суеверием: о том, как сложилась жизнь куклы, угадывается судьба хозяйки. Кукла может ожить, особенно если на ее лице изображены глаза. Поэтому детские куклы не имеют лиц — головами ненецких нухуко служат клювы уток и гусей, кукла-шаман делается из клюва лебедя.