Музыкальные инструменты и песни

Музыка и песни в жизни крестьян

Долгое время бытовало представление о Сибири «беспесенной». Ученые на полном серьезе говорили, что сибиряки не имеют своих песен. Однако в XIX в. исследователи Сибири опровергли это представление и доказали, что русские старожилы могут не только «воспроизводить» русские песни, но у них есть свои песни, предания, сказки. Есть у сибиряков и свои песни-былины. В начале ХХ в. тюменский фольклорист П. А. Городцов, путешествуя по Тавдинскому краю, в деревнях Артамоново, Дубраве и Плеханово Тюменского уезда нашел народных сказителей — Дмитрия Никифоровича Плеханова, Луку Леонтьевича Заякина и Федора Ларионовича Созонова. Это были люди преклонного возраста, которые пользовались у односельчан почетом и уважением. От них Городцов записал старинные былины, которые и сейчас можно найти в сборниках.

Другой исследователь М. Н. Костюрина собирала крестьянские песни в окрестностях Тобольска. Она отмечала: «В сибирской деревне … песни поются при каждом удобном случае — в хороводах, на «вечерках», на свадьбе, в праздники и будни, в поле, дома, дорогой. В 1894 г. она записала в Тобольском уезде ряд песен, разделив их на хороводные, протяжные, проголосные. Проголосные песни, которые пелись «на голосах», являлся самым старым видом сибирских песен. Пелось в них, к примеру, о Ермаке Тимофеевиче, о казачьей доблести. Хороводные песни часто исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов — балалайки, а позднее гармошки. Под гармошку крестьяне пели озорные частушки. Гитара, баян и аккордеон — это приметы уже советского времени.

Традиция исполнения проголосных и протяжных песен сохранялась на протяжении всего ХХ века и была обязательной частью крестьянского застолья.

Народная песня

Народная песня отражает характер народа, его традиции, исторические события. Главная черта народной песни — это ее связь с трудом и бытом. Крестьянки пели песни, когда ткали холст, пряли шерсть, пололи грядки и т. д. Известны также песни бурлаков, песни ямщицкие. Обрядовые песни сопровождали семейные и календарные обряды — свадьбы, колядки, игры. С колыбельными песнями баюкали ребенка, а с похоронными причитаниями провожали покойника. Самые старые песни, некоторые из которых сохранились до наших дней, — «проголосые» (исполнялись «на голосах»). В них рассказывается о казацкой славе и походе Ермака. К сожалению, не все песни сохранились, многие были забыты. Большая часть дошедших до нас старинных песен относится к началу XIX века. В начале двадцатого столетия многие из них уже были переделаны, в соответствии с местными потребностями и вкусами. Плясовые, свадебные и протяжные песни часто сокращались, дополнялись новыми словами или переписывались заново.

Создание новой советской культуры коснулось и песенного жанра. В 1920-х гг. повсеместно развивалась массовая песня, отражающая злободневные темы: «Паровоз» на стихи А. И. Безыменского, «Взвейтесь кострами, синие ночи» на стихи А. Жарова. Одной из самых известных стала песня «По долинам и по взгорьям» в обработке А. А. Александрова, воплотившая интонации песенной лирики.

В творческом наследии 1930−1940-х гг. занимали помпезные и монументальные песни-гимны, возвеличивающие коммунистическую партию и «народ социализма». Массовая песня, наполненная жизненным пафосом и верой в «светлое будущее» стала рассматриваться в высших кругах как эталон народной песни. Поэтому в музыкальном творчестве ценилось лишь «песенность», качество «созданное для народа» и «понятное народу».

В 1950—1960-х гг. в народ ушли песни из советских кинофильмов, например, из фильма «Кубанские казаки» (1950, реж. И. Пырьев, музыка И. Дунаевского). Их исполняли хоровые коллективы в сельских клубах и простые сельские труженики в семейном кругу за столом.

Появление в более позднее время популярной культуры не смогло изжить народную песню. Она существует до сих пор.

Частушки

Частушки возникли во второй половине XIX века. Слово «частушка» происходит от названия этого фольклорного жанра — это короткая или «частая» песня. Новизна частушек была в том, что в них нашли отражения все события, происходящие в стране. Частушки пелись в 1914 г. при начале «германской» войны, в 1920—1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенные годы.

Частушки — главный жанр крестьянской лирической поэзии, мир в них изображен с точки зрения деревенской человека. Персонажи частушек пашут, боронят и сеют, косят и жнут, молотят, ловят рыбу, строят избы, ездят по дрова, ходят в гости. Крестьянский мир частушек очень прост: вот улица, по которой мы гуляем; колодец-журавль на околице; окно с резными наличниками и герань на подоконнике. За деревней поле, луг, лес, речка, а через нее мосток. В избе печь и полати, вся домашняя утварь (ухваты, сковородники, горшки, кадушки и т. д.), стол, лавки и скамейки. Здесь прядут и ткут, шьют и вышивают.

Частушки — единственный фольклорный жанр, который собирать и изучать начали сразу после его появления. Уже в начале ХХ в. были выпущены первые сборники частушек. В настоящее время многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные коллективы собирают частушки для их исполнения на сцене.

Музыкальные народные инструменты

Древнейшими музыкальными инструментами наших предков были дудка и рожок. Потом появились жалейка, рог и свирель, а следом за ними гудок, гусли, балалайка и ложки. Дудка похожа на флейту — это весьма простой по своему устройству инструмент. В России на нем играли пастухи, поэтому инструмент часто называли «пастушеским». Рожок такой же древний пастушеский инструмент. Жалейка (сиповка) делалась в виде двойной дудки. Звук ее сиповатый, отчего и название. Рог употреблялся на охоте. Гусли известны нам по русским былинам.

Балалайка любимый музыкальный инструмент русских. В старину ни один праздник, ни один свободный вечер не обходился без нее. Балалаечник сам и играл, и плясал. Любители веселья, услышав звуки балалайки, немедленно собирались и начинали веселую пляску.

Ложки были похожи на обычные деревянные ложки для еды, но в старину на них навешивали металлические шарики. Музыканты не только били ложкой об ложку, но и трясли ими, а шарики производили разные звуки, более приятные, чем у бубна.

В XVIII в. в Россию из Испании попала гитара. Она долгое время использовалась как инструмент для музыки и песен. Но потом была изгнала из высшего общества. Игрой на гитаре занимались многие самоучки под пение народных песен.

В первой половине девятнадцатого века появилась гармонь. Постепенно сложились два типа гармони. В гармонях «хромка», «русская венка», «ливенка» при растяжении и сжатии сохраняется одна высота звучания. В тульской, вятской гармонях, «тальянке», «черепашке» мехами можно менять высоту звука. У баяна, аккордеона и гармони хромки могут иметься регистры, переключение которых позволяет изменять тембр и громкость звучания.