Одежда народов Сибири

Одежда народов Сибири

Крайний Север — это суровый климат, но даже в таких условиях люди живут и одеваются красиво. Одежда народов Севера имеет свои особенности, украшения и стиль. В первую очередь она должна быть удобной, теплой и комфортной.

Мужская глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь называется малица. Она имеет пришитые рукавицы. Поверх нее носят рубаху из сукна, предохраняющую малицу от грязи и сырости. Женская шуба (ягушка) имеет спереди разрез. Шьется она из двух слоев оленьего меха (один ворсом внутрь, другой ворсом наружу). К бортам пришиваются вышитые ленты и ремешки-завязки. Маленьким детям шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делают сразу вместе с обувью.

Цвет одежды имел очень большое значение. Например, у ханты белый цвет считается чистым, он означает снег, белый день; черный — темноту, ночь, болезнь, нехорошее дело или страдания; красный — кровь, огонь, страсть.

При шитье одежды из оленьего меха народы Севера часто использовали контраст белого и черного. Шубу (сах) шили по строгим канонам: стан из светлого меха, а подол — из темного. Чем темнее был мех, тем он больше ценился в культуре. Мужскую глухую одежду (малицу) оторачивали темным мехом, а гусь — светлым. Украшают одежду вышивкой и, конечно, Север нельзя представить без бисера.

Одежда ханты

Поверх холщовой рубахи и замшевых штанов на рубеже столетий надевали в зимнее время шубу из оленьих шкур шерстью к телу (малицу), подпоясывали ее ремнем; на ноги натягивали чулки из тех же шкур (чижи). Сверху на малицу надевалась вторая шуба, уже шерстью наружу, с капюшоном позади и с рукавицами (гусь). Голова прикрывалась треухом, сшитым из двух оленьих шкурок, из которых одна была обращена шерстью внутрь, а другая — наружу. Женская одежда напоминала мужскую, только малица имела сзади складки. Летом мужчины и женщины носили длинные суконные кафтаны зеленого и синего цвета. Были популярными женские украшения в виде блях, разноцветных лоскутков, бус.

Малица

Малица — это повседневная зимняя и летняя одежда мужчин. Шьется она мехом вовнутрь, имеет капюшон, а рукавицы пришиты непосредственно к рукавам.

Сшивается малица нитями из оленьих сухожилий. Разметка и раскрой производится со стороны мездры кончиком острого ножа. Снаружи покрывается сорочкой из сукна либо другой ткани. Очень скромно, чаще всего по подолу, малица украшается орнаментом, состоящим из мелких деталей (декоративные полосы, зубчики). Надевается малица через голову.

Ягушка

Женская национальная верхняя одежда называется ягушка и бывает двух видов: зимняя и летняя. Каждая мастерица старается свою ягушку сделать красивой и яркой, поэтому широко используется орнаментация.

Зимняя ягушка изготавливается из выделанных шкур оленя и богато украшается национальными узорами, а летняя шьется из сукна с применением плетеных орнаментов из бисера и аппликаций из цветной ткани. Этот вид верхней одежды имеет традиционный крой, который обусловлен местом проживания народностей ханты или ненцев. Скроенные элементы и орнамент сшиваются нитями, изготовленными из оленьих сухожилий. Ягушка используется в чуме также в качестве одеяла.

Одежда сибирских татар

Мужская одежда

Традиционная мужская одежда сибирских татар включала нижнюю рубашку («ицкилек») и верхнюю рубашку («килек»). По своему покрою рубашки были одинаковые: длинные широкие, с длинными рукавами. На верхней рубашке были пришиты завязки. Для нижней рубашки брали ткань белого цвета (ситец, сатин), а для верхней использовали неокрашенную ткань, черного, красного или синего цвета.

К рубашкам прилагались штаны: верхние («цолбар») и нижние («аяхтун»). Штаны были традиционной тюркской формы. У нижних штанов по краю продергивали шнурок. Со временем верхние штаны стали застегивать на 1−2 пуговицы. Материалом для нижних штанов служила светлая хлопчатобумажная ткань, для верхних — шерстяная.

Поверх рубашки носили суконный или хлопчатобумажный жилет («ецес якта») и пиджак («якта»). В холодное время носили полупальто из сукна, которое подпоясывали домотканым поясом из цветных шерстяных ниток. Иногда подпоясывались крученым кожаным шнурком, но ни в коем случае не ремнем.

По праздникам надевали халат («сукман») из домотканой шерстяной материи длиной до щиколотки, с воротником, без подклада, иногда с пуговицами, вырезанными из толстой кожи. Носили халат с поясом. Кроме того, по праздникам носили халаты-бешметы из среднеазиатского шелка, а также халаты из домотканой полосатой материи.

Зимой носили нагольные овчинные полушубки («тун»), длина которых зависела от достатка хозяина. Праздничные овчинные шубы и полушубки состоятельных людей покрывались дорогой тканью, часто к ним пришивался воротник из ценного меха. В дальнюю дорогу поверх полушубка надевали тулуп. Тулуп — вещь дорогая, он был не у всех.

В первой половине ХХ в. после коллективизации татары стали одеваться просто и это привело к утрате традиционных отличий в одежде.

Женская одежда

Традиционная одежда сибирских татар включала в себя нижнюю рубашку («ицкилек») и нижние штаны, по покрою похожие на мужские. Рубашка имела длинные рукава, стан ее состоял из переда и спинки, иногда между ними по бокам вшивались клинья, на груди был неглубокий вырез. Женская нижняя рубашка шилась из хлопчатобумажной ткани с мелкими рисунком. Штаны по покрою были традиционными тюркскими. Для них брали плотную ткань, а рисунок был большим и выраженным.

Платье («килек», «куляк») в зависимости от достатка шили из ситца, сатина, шелка, шерсти или бархата. Платья были длинными, с длинными рукавами и воротником-стойкой. Часто платья украшали оборками, которые делали из атласных лент. Поверх платья надевали бархатную или шелковую безрукавку, чаще всего красного или зеленого цвета.

Домашнюю работу выполняли в поясных передниках («сапун»). В начале ХХ в. татарские женщины стали носить суконные жилеты («якта») и вязанные кофты («шимбер»). Зимой носили шубы и суконные пальто, часто с воротниками из ценного меха.