Одним из главных транспортных средств народов Севера являются нарты — длинные двухполозные сани, в которые запрягают оленей или собак. Кроме того, существуют и ручные сани, которые может везти за собой человек, например охотник. Несмотря на появление снегоходов и другой техники традиционные нарты были и остаются самым важным элементом в хозяйстве народов Севера. На таких санях перевозят продукты и необходимый инвентарь к местам охоты, с их помощью увозят добычу или улов на стойбище.
Нарты изготавливают из различных пород дерева: обычно это те, что хорошо гнутся, и по традиции готовые сани имеют узкую «колею». Обычные нарты изготавливают без единого гвоздя, болта и т. п. Конструкция выполняется на так называемых «вязках». Считается, что нарты должны быть в меру подвижными, «играть» на зимних заносах и ухабах, а жесткая конструкция санок приведет лишь к поломкам и растрескиванию дерева.
Нарты разделяют на ручные, собачьи и оленьи, они отличаются своим размером и грузоподъемностью. Есть еще ручные нарты, их обычно тащит сам человек. Для этого через плечо перекидывают специальную кожаную лямку, а иногда в них запрягают собаку. Ручные нарты очень выручают жителей Севера в быту и на охоте: на них возят воду, дрова, рыбу и другой провиант. Они чуть больше ручных, а в упряжке должно быть не меньше двух собак.
Собаки обязательно одеваются в специальные ездовые шлейки, и такие нарты с «рычащим двигателем» могут тащить от 100 до 200 кг. И самые большие — нарты оленьи. Их можно разделить на ездовые и грузовые. Ездовые упряжки перевозят людей, а на грузовых — более длинных нартах — обычно тащат дрова, шкуры и длинные шесты для чумов.