От региона к региону в нашей огромной стране меняется климат, обычаи, традиции и культура многочисленных народов. Живущие бок о бок, мы учимся друг у друга, передаём опыт и знания с разных уголков мира. Так зарождалось и продолжает зарождаться то, что ныне является объектом нашего нематериального многообразного культурного наследия.
Каждый регион имеет свою длительную историю, обычаи и культуру. Многие прославились благодаря своим уникальным видам росписи: гжельская роспись, хохломская, тагильская, жостовская, городецкая. Наш регион также был известен своей Тюменской (Кармацкой) домовой росписью, почти забытой в тяжёлые годы начала ХХ века.
Начавшая зарождаться, благодаря переселенцам из Поморья, в XVII веке Тюменская (Кармацкая) роспись начала развиваться и распространяться изначально среди зажиточного населения, а после, ближе к середине XIX века, и среди крестьян. Своего расцвета роспись достигла в период конца XIX — начала XX века. Но после тяжёлого периода в первой половине XX века, с приходом западной моды на отделку стен обоями, Тюменская домовая роспись стала забываться. И лишь в начале XXI века она снова начинает повсеместно возвращаться.
В чём же уникальность нашей Тюменской росписи? В чём её особенность? Всё дело в технике нанесения краски, а также в том, что нашу роспись использовали не только для украшения утвари, но и для украшения самого дома. Яркие краски, ставшие пышным букетом цветов, бутонов и ягод, украшали потолки, стены, ставни окон и прочие большие плоскости в доме. А вместе с домашней утварью такой как прялки, коромысла и посуда, расписывалась и мебель, и даже сани.
Особенностью же нанесения краски является «двойной мазок», когда на плоскую кисть берётся сразу две краски: например, на один уголок красный, а на другой белый. Таким образом получался плавный переход от яркого цвета к светлому, добавляя простому на первый взгляд элементу живописности.
Основными цветами были красный, жёлтый, зелёный и синий, но бывало добавлялись и более сложные смешанные цвета, такие как коричневый и фиолетовый. Белый цвет, иногда заменяемый на жёлтый, использовался для предания небольшого объёма, чтобы элементы не казались плоскими и безжизненными. Чёрный же цвет использовался для нанесения декоративных элементов на роспись: например, для изображения тычинок у большого яркого цветка или же для хвостика у спелой ягодки.
В начале работы мастера делали подмалёвки, размечая пятнами на стене или на предмете расположение цветов, листьев, ягод и прочих элементов. Некоторые элементы росписи могли браться из европейской культуры (например, изображение львов), так как большинство мастеров, иначе «красильщиков», изначально занимались украшением храмов. Когда же общая композиция была готова, мастер приступал к нанесению основных мазков, превращая пятна в цветущие букеты или деревья жизни. После работа могла обрамляться контрастной яркой рамкой, делая композицию более насыщенной.
Так и получается, на вид простая, но такая яркая, красочная и уютная Тюменская роспись. В наши дни техники исполнения продолжают совершенствоваться. Доступность к большему количеству цветов очень сильно разнообразила цветовую палитру современных работ. Каждый мастер вносит свою собственную, но малозаметную изюминку, благодаря которой роспись, сохраняя свою самобытность, гармонично вписывается в современную культуру. Некоторые мастера с дерева переходят на ткань, создавая одежду с уникальными принтами и ручными росписями, что ещё больше способствует популяризации Тюменской росписи среди молодёжи.
После почти полного ухода в забвение Тюменская (Кармацкая) домовая роспись вновь становиться известной. Ей интересуется всё больше и больше мастеров разных возрастов, что поможет сохранить частичку нашего прошлого в настоящем и будущем.