Домовая роспись

Домовая роспись

Домовой росписью принято именовать направление декоративно-прикладного искусства. Распространена она была на огромном пространстве от Вятки до Тюмени и севернее. Расцвет домовой роспись пришелся на вторую половину XIXвека, хотя история ее появления и развития намного глубже и богаче. В 1620 г. была основана Сибирская епархия, началось строительство деревянных церквей, которое потребовало мастеров — резчиков по дереву и иконописцев. Большинство мастеров, умеющих обращаться с кистью, работали на церковь.

Среди ремесленников Тобольска во второй половине XVIII в. отмечено семь маляров. После секуляризации церковных земель в 1764 г. мастера разъехались по сибирским городам. В XVIII в. распространение получает ремесло красильщиков. В источниках того времени упоминаются деревни, где проживали красильщики — это тюменские деревни Верховина, Рябова, село Скородумское и Кармацкое. Именно кармацкие мастера положили основу росписи утвари и сельских домов. Ко второй половине XIX в. красильное дело превратилось в одну из разновидностей неземледельческих занятий крестьян.

По данным статистики, в 1910 г. в Кармацких селениях проживало около 300 крестьян-красильщиков. Особенно яркий след домовая роспись оставила в Тюменском уезде, но мастера выезжали и дальше на север и восток (образцы росписи встречаются на территории современных Тобольского и Вагайского районов). К услугам красильщиков в первую очередь обращались богатые крестьяне (окраска дома была очень дорогой 80−150 руб., комнаты — 15−30 рублей).

Расписывалась мебель и утварь, вальки, трепала, сечки для рубки капусты. С крашенными коромыслами ходили по воду. В праздничный день можно было встретить разрисованные сани или телеги. Мотивы были самые простые — листья, цветы, ягоды. Очень часто присутствовали изображения птиц (сов, голубей, курочек, павлинов). Есть изображения человеческих фигур (солдаты, купцы, барыни). Гамма цветов была ограничена красным, желтым, синим, зеленым, иногда темно-коричневым и фиолетовым. Обязательно применяли белые и черный.

Ремеслу мальчиков начинали обучать с детства, а в 10−11 они уже сопровождали отцов в поездках. Овладеть приемами живописи считалось делом несложным, труднее было научиться варить олифу, растирать краски, окрашивать большие поверхности. Только к 16−17 годам осваивали все тонкости ремесла.

До сих пор в деревенских домах можно встретить чудесных птиц, красивых барышней и мифических животных, нарисованных более ста лет назад умелой рукой сибирского красильщика.

Тюменская домовая роспись

От региона к региону в нашей огромной стране меняется климат, обычаи, традиции и культура многочисленных народов. Живущие бок о бок, мы учимся друг у друга, передаём опыт и знания с разных уголков мира. Так зарождалось и продолжает зарождаться то, что ныне является объектом нашего нематериального многообразного культурного наследия.

Каждый регион имеет свою длительную историю, обычаи и культуру. Многие прославились благодаря своим уникальным видам росписи: гжельская роспись, хохломская, тагильская, жостовская, городецкая. Наш регион также был известен своей Тюменской (Кармацкой) домовой росписью, почти забытой в тяжёлые годы начала ХХ века.

Начавшая зарождаться, благодаря переселенцам из Поморья, в XVII веке Тюменская (Кармацкая) роспись начала развиваться и распространяться изначально среди зажиточного населения, а после, ближе к середине XIX века, и среди крестьян. Своего расцвета роспись достигла в период конца XIX — начала XX века. Но после тяжёлого периода в первой половине XX века, с приходом западной моды на отделку стен обоями, Тюменская домовая роспись стала забываться. И лишь в начале XXI века она снова начинает повсеместно возвращаться.

В чём же уникальность нашей Тюменской росписи? В чём её особенность? Всё дело в технике нанесения краски, а также в том, что нашу роспись использовали не только для украшения утвари, но и для украшения самого дома. Яркие краски, ставшие пышным букетом цветов, бутонов и ягод, украшали потолки, стены, ставни окон и прочие большие плоскости в доме. А вместе с домашней утварью такой как прялки, коромысла и посуда, расписывалась и мебель, и даже сани.

Особенностью же нанесения краски является «двойной мазок», когда на плоскую кисть берётся сразу две краски: например, на один уголок красный, а на другой белый. Таким образом получался плавный переход от яркого цвета к светлому, добавляя простому на первый взгляд элементу живописности.

Основными цветами были красный, жёлтый, зелёный и синий, но бывало добавлялись и более сложные смешанные цвета, такие как коричневый и фиолетовый. Белый цвет, иногда заменяемый на жёлтый, использовался для предания небольшого объёма, чтобы элементы не казались плоскими и безжизненными. Чёрный же цвет использовался для нанесения декоративных элементов на роспись: например, для изображения тычинок у большого яркого цветка или же для хвостика у спелой ягодки.

В начале работы мастера делали подмалёвки, размечая пятнами на стене или на предмете расположение цветов, листьев, ягод и прочих элементов. Некоторые элементы росписи могли браться из европейской культуры (например, изображение львов), так как большинство мастеров, иначе «красильщиков», изначально занимались украшением храмов. Когда же общая композиция была готова, мастер приступал к нанесению основных мазков, превращая пятна в цветущие букеты или деревья жизни. После работа могла обрамляться контрастной яркой рамкой, делая композицию более насыщенной.

Так и получается, на вид простая, но такая яркая, красочная и уютная Тюменская роспись. В наши дни техники исполнения продолжают совершенствоваться. Доступность к большему количеству цветов очень сильно разнообразила цветовую палитру современных работ. Каждый мастер вносит свою собственную, но малозаметную изюминку, благодаря которой роспись, сохраняя свою самобытность, гармонично вписывается в современную культуру. Некоторые мастера с дерева переходят на ткань, создавая одежду с уникальными принтами и ручными росписями, что ещё больше способствует популяризации Тюменской росписи среди молодёжи.

После почти полного ухода в забвение Тюменская (Кармацкая) домовая роспись вновь становиться известной. Ей интересуется всё больше и больше мастеров разных возрастов, что поможет сохранить частичку нашего прошлого в настоящем и будущем.