Баня

Баня

Поддержание личной гигиены для большинства крестьян осуществлялось, в первую очередь, через посещение бани. Бани топили раз в неделю, и для всей крестьянской семьи это был особенный день — почти праздничный, его ждали. Банным днем была суббота, не было строгого запрета топить баню в другой день недели, кроме воскресенья и церковных праздников. Запрет посещения бани по воскресным дням особенно строго соблюдался старообрядцами.

Бани строили на окраине крестьянской усадьбы — на берегу реки или озера, в огороде. Это объяснялось традиционными представлениями о бане как месте нечистом и диктовалось пожарной безопасностью.

В сельской местности старинный обычай строить бани по берегам рек и озер, в конце XIX в. был заменен строительством бань в едином комплексе с домом, сараями и хлевом.

Баня считалась исключительным средством для лечения простуды не только у русского, но и у татарского населения. Однако баня использовалась не только в гигиенических целях. Этнографами зафиксированы многие примеры, когда бани использовались для гаданий, «приворота», избавления от «порчи». В банях крестьянки рожали детей, в них лечили кожные и простудные болезни.

Баня по-черному. Баня-по-белому

Были популярны баня по-черному и баня по-белому. Главное их отличие состоит в том, что в бане по-белому есть дымоход, который выводит копоть и дым наружу. Топится такая баня от железной печки.

В бане по-черному дымоход не предусмотрен. Дым и жар не выходят в трубу, а распространяются по бане, прогревая стены, пол и потолок. В парилке находится печь-каменка (сложенная из камней). Когда парилка и камни хорошенько нагреются баню проветривают через вьюшку или открытую дверь. Сажу со стен в такой бане смывают водой, хотя доски чернеют уже после нескольких топок.

К бане пристраивают предбанник, где оставляют одежду и отдыхают после бани, хотя к бане по-черному предбанник могут и не делать.

Поверья и суеверия, связанные с баней

Баня у крестьян издавна считается местом нечистым, поэтому что в ней селится нечистая сила, но ходить в баню обязан был каждый. Тех, кто в баню не ходил, не считали добрыми людьми.

С крестом в баню не ходили; его снимали и оставляли в домах. То же самое делали женщины перед мытьем полов. Все из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки и ковши в банях.

В бане принято мыться в три смены. Пить в бане воду, приготовленную для мытья нельзя, даже если она чистая. Также нечистой считается вода из рукомойника. Нельзя в бане ничего стряпать или печь.

В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе банник рассердится и напугает. Выйдя из бани, ее хозяина надо было поблагодарить.

О болезни, неизвестно откуда взявшейся, говорили: «Из бани вынес».

На Аграфену-купальницу (6 июля / 23 июня) парились в банях с целебными травами. С этого дня начинали заготавливать веники. Веники использовали девушки в гаданиях — сбрасывали с бани: куда укажет комлем, там и живет жених.

Баня место нечистое, хотя и связанное с мытьем. Настоящий хозяин никогда не поставит дом на месте сгоревшей бани: то клопы одолеют, то мышь погрызет весь скарб, а там жди и нового пожара.

В бане не вещают икон и туда не ходят с крестом. Чтобы истопить баню нужно спросить разрешение банника. Помывшись ему следует оставить воду, мыло и веник. Уходя из бани банника следует поблагодарить.