Крестьянская изба

Крестьянский дом

Главным инструментом российского плотника до недавнего времени оставался топор, пила в домовом строительстве появилась намного позднее. Бытует мнение, что русские крестьяне пилы вообще не знали. Знали, но не пользовались ей сознательно. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна — такое бревно потянет в себя воду.

В крестьянском хозяйстве при рубке углов избы пользовались лишь простым способом соединения бревен («в обло»). Более сложные — «в крюк», «в лапу», «в замок» — проникли из-за границы (иногда их называли «немецкими»). Пол в доме делали деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. К избе пристраивали прихожую сени шириной около двух метров. Иногда они были больше и соединялась с кладовой.

Изба — это самая простая односрубная постройка. Иногда два сруба соединяли сенями. С конца XIX века в Сибири получили распространение дома-пятистенки. Пятистенок состоял из сруба, разделенного пятой стеной на две половины. В зажиточных семьях пятистенок переделывали в «крестовик». Иногда дома строили двухэтажные или на высоком подклете (полуподвальном этаже).

Путешественники по Сибири, отмечали чистоту, достаток и порядок в сибирских крестьянских домах. В центре дома стояла русская печь, от нее шли широкие полати. Непременной принадлежностью переднего (красного) угла дома была божница с иконами. Вдоль стен тянулись широкие лавки, посредине стоял стол. В бедных домах вся мебель этим и ограничивалась, а в богатых были стулья, шкафы и пр., привезенные из города. Деревянные стены домов либо выскабливались, либо расписывались. Позже на стены стали вешать фотографии и зеркала.

Традиции домостроения

Строительство домов у крестьян имеет древние традиции, им следовали тщательно до двадцатого века. Большое значение уделялось месту для будущего дома. Выбирались места, где раньше не было дорог, кладбищ, болот и прочее.

Не всякое дерево подходило для строительства. Не годилась ель — «дерево мертвых» (из нее делали гробы), не подходила осина — «проклятое» дерево (на ней, по преданию, повесился предатель Иуда), нельзя было брать липу: тот, кто ее срубит, заблудится в лесу. Не подходили для строительства сухие и мертвые деревья.

Из всех обыденных примет крестьяне наиболее верили тем, что связаны с закладкой нового дома и переходом из старого дома в новый. Плотники, по мнению крестьян, знали определенные секреты. При закладке нового дома хозяин угощал мастеров после того, как поставят первые венцы, угощал и когда возведут дом до самых стропил. Скупых хозяев плотники могли наказать, например, обыкновенное бутылочное горлышко, вделанное под самый конек, при порывах ветра производила вой, стоны и плач, а «особый» предмет, подложенный под центральное потолочное бревно «матку», наполнял дом разными нечистыми духами, причиняющих беспокойство домочадцам. Иногда удавалось прогнать вредителей при помощи знахарей и колунов, в самом крайнем случае приходилось разбирать дом и ставить на новом месте.

Крестьянские дома в Сибири, как и на Урале, строили из стволов хвойных деревьев. Основным строительным материалом являлась сосна. Сосновый сруб был очень гигиеничен, так как сосна выделяла эфирные масла, являющиеся антисептиком. В середине девятнадцатого столетия возникает дефицит строевого леса, поэтому крестьянам пришлось поменять основной строительный материал — к примеру, строить из березы.

В южных уездах Тобольской губернии, принимающих основную массу переселенцев, дерево как основной строительный материал в конце XIX — начале ХХ вв. становится труднодоступным. Так, в Ишимском и Тюкалинском округах участки для новоселов отводились на черноземных землях, где лес был преимущественно дровяной. Недостаток строевого леса привел к появлению изб из соломенных жгутов, из дров на глине, глинобитных изб и хат-мазанок. Пол был земляным. Жилище белились известью снаружи и внутри. В зимнее время в домах держали новорожденных телят и ягнят.

Дома завершала двускатная кровля из тёса или драни (поверхностная часть ствола березы или сосны вместе с корой, которую «драли» специальными тесаками. Соломенные крыши практически не встречались, так как были пожароопасны и в то же время сдувались сильными ветрами.

Дом

В зависимости от сословной принадлежности, национального признака, хозяйственной деятельности встречалось несколько десятков типов жилищ: жилища срубного типа, землянки и полуземлянки, легкие каркасные жилища. Срубное жилище бытовало у русских, сибирских татар, ханты, манси и коми-пермяков. Жилищем ненцев и коми-зырян-оленеводов являлся разборный конический чум с остовом из шестов, покрытый оленьими шкурами. Взаимное культурное влияние привело к распространению на Севере изб русского типа.

Усадьба русского крестьянина-старожила напоминала крепость: высокий бревенчатый дом, амбар, расположенный на небольшом расстоянии от дома, соединенный с ним забором с массивными воротами. Забор ограничивал замкнутый глухой двор, по периметру которого строились помещения для скота, погреба, навесы для дров, телег, сельскохозяйственных орудий.

Переселенцы из Европейской России принесли в Сибири новые традиции в строительстве. С конца XIX в. появились дома-пятистенки. Распространение такого вида жилищ можно связать с разделением больших семей. Небольшой сруб, перегороженный капитальной стеной на две комнаты, считался экономически более удобным для малой семьи.

В южных уездах Тобольской губернии, принимающих основную массу переселенцев, дерево как основной строительный материал в конце XIX — начале ХХ вв. становится труднодоступным. В Ишимском и Тюкалинском уездах участки для новоселов отводились на черноземных землях, где лес был преимущественно дровяной. Недостаток строевого леса на юге Тобольской губернии привел к появлению изб из соломенных жгутов, из дров на глине, глинобитных изб и хат-мазанок. Пол был земляным. Жилище белились известью снаружи и внутри. В зимнее время в домах держали новорожденных телят и ягнят.

Мебель

Главное украшение крестьянских домов составляли образа. Образа ставили в переднем углу, который назвался «красный». Для сидения служили лавки, расположенные вдоль стен. У бедных лавки были голыми, у богатых накрывались коврами. Кроме лавок для сидения были еще скамьи, стулья и табуреты. Столы делались деревянными длинными и широкими. Поверх столы накрывали скатертью.

Стены в домах были голыми или расписывались. В старину настенных зеркал не было — церковь их не одобряла. В более позднее время начали вешать на стены зеркала и лубочные картинки, а затем фотографии в рамках. На стенах делали полки для хранения припасов, разных коробок, шкатулок, ларцов.

Рубахи, юбки, полотенца и отрезы материи хранили в сундуках. Сундуки делали особенные мастера. Часто сундуки приобретали на базарах или ярмарках у торговцев-сундучников. Постепенно в крестьянском доме сундуки вытеснили платяные шкафы фабричного производства.

Кровати были деревянными, собранными из досок, сверху накрытые периной с постельным бельем и подушками. Бытовали также различные тумбочки, сделанные мастерами-кустарями.

Утварь

В крестьянском доме была разнообразная утварь. У печи хозяйка использовала ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, чтобы доставать сковороды, большую широкую деревянную лопату, чтобы сажать хлебы. Ухват сделан из железной полосы, изогнутой в виде незамкнутого круга так, чтобы низ горшка или чугуна входил между рогами ухвата (рогача), а заплечники садились на полосу; ухват насаживался на длинную рукоять. Чапельник — это насаженная на деревянную рукоять железная полоса с высеченным из ее середины и отогнутым языком.

В домашнем быту использовались деревянные солоницы с крышками большой емкости двух типов: в виде резного креслица или стульчика и в форме уточки.

Для приготовления пищи применялись чугуны и глиняные горшки разного размерас округлым туловом, образующим заплечики, и узким дном (горшки отличались от чугунов низким венчиком в верхней части тулова), а для жарки — плоские глиняные миски (латки) с высокими почти вертикальными бортами. Жидкая пища (квас, молоко и т. п.) хранилась в глиняных крынках, горшках с округлым туловом, небольшим донцем и вытянутым горлом. Месили тесто, укладывали готовые печеные изделия на широкие плоские деревянные ночвы вроде подноса с небольшими невысокими бортиками. Пищевые продукты хранились в точеных высоких поставцах с крышками и в изготовленных из бересты туесах или бураках, также с крышками.

Ели из глиняных или точеных деревянных чашек деревянными ложками. Глиняные изделия были муравленными, то есть покрытыми простой поливой, иногда со скромной росписью, деревянные покрывались резьбой или росписью.

В домашнем обиходе для хранения расходного запаса воды, изготовления кваса, пива, сусла использовались большие глиняные корчаги емкостью до двух ведер по форме напоминающие горшки. Хмельные напитки на стол в праздники подавали в ендовах, братинах, ковшах. Формы ковшей были разнообразными и различались в основном расположением и формой ручки. Пили напитки из медных, оловянных и деревянных стопок и довольно объемных жбанов. Вообще в крестьянском быту широко использовалась бондарная посуда: бочки, полубочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.