Крестьянская усадьба

Крестьянская усадьба

Понятие «крестьянская усадьба» шире, чем просто понятие крестьянский двор, так как сюда кроме самого дома с постройками входят огород, сад, пасека и овин (гумно). Из самого слова «огород» становится понятным, что это то, что огорожено (ограждено). Огород делали из столбов и жердей, а многие хозяева ставили его в виде плетня. В огороде крестьяне выращивали овощи, а также укроп, петрушку, мяту, мелиссу. Крестьяне пристраивали к дому палисад, в котором были рябина, сирень, а позже стали (по примеру городских) выращивать акацию и цветы.

В огороде находилась баня, также бани строили на берегах рек и озер. Такая отдаленность бани связана с пожарной безопасностью. В конце XIX в. бани начали строить в едином комплексе с домом, сараями и хлевом, а у состоятельных хозяев появилось стремление закрыть все постройки навесами.

У состоятельных крестьян кроме огорода на усадьбе находился сад, в котором были яблони, вишни, черемуха и прочее. Часто сад разводили вместе с пасекой.

На самом отделении крестьянской усадьбы находились овин и гумно (ток), место, где молотили и сушили зерно. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник.

В настоящее время «крестьянской усадьбой» называют дом с постройками и огород.

Сад

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дается такое определение слову сад: «Сад — участок земли, засаженный стараниями человека деревьями, кустами и цветами, с дорожками и разного рода и вида затеями, украшениями. Сад бывает плодовой или потешный, для прогулок». Разведение садов в России называлось по-разному: садоводство, садоразводство, садоделание, садостроение.

С каждым из садовых деревьев связано множество преданий, легенд, суеверий и поверий.

Яблоня и яблоки часто упоминаются в народной традиции как символы жизни и ее продолжения (вспомните молодильные яблоки из сказки). Самое широкое применение символика яблони нашла в свадебных обрядях. В свадебных песнях яблоня олицетворяет собой невесту. Яблоки в христианской традиции запрещалось употреблять в пище до праздника Преображенья Господня (Яблочный Спас) 3/19 августа.

Рябина в народной традиции и медицине использовалась как оберег. Во многих местах России запрещалось рубить или ломать рябину, иначе умрет либо сам человек, либо кто-нибудь из его родни. В лирических песнях рябина ассоциируется с тоскующей женщиной.

Черёмуха олицетворяет молодость, девичью красу, чистоту и нежность. Она считается в народе, как и рябина, покровительницей влюблённых. Наряду с дубом и берёзой восточные славяне издавна считали её священным деревом. Народы Севера верили, что срубить черёмуху равносильно убийству человека.

Калина была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность. По старинным обычаям калина считалась непременной участницей свадебного обряда, ею украшали свадебный каравай. Из её цветов девушки плели венки, вышивали калину на полотенцах. Сельские девушки нередко умывались соком калины, чтобы быть пригожими.

Огород

Огород — это участок земли, обнесенный забором, изгородью, тыном или плетнем. В старину огород называли «овощник», то есть место, отведенное под посадку овощей, зелени и корнеплодов. На юге России и Малороссии огород в поле без изгороди, без забора именовали «баштан». На баштане сеяли подсолнечник, огурцы, арбузы и дыни.

Огород часто упоминается пословицах, поговорках, частушках, загадках.
«Закинуть камешек в огород» (сделать зло).
«Пусти козла в огород» (приставить к делу ненадежного человека).
«Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту!».
«Волк не пастух, свинья не огородница».

Для каждой огородной культуры было свое время посадки и время сбора. Например, лук нужно было посадить до Николы Вешнего (9/22 мая). Огурцы можно сажать на Сидора-огуречника (14/27 мая). На Ирину-рассадницу (5/18 мая) высаживали капустную рассаду по грядкам, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пуста, будь туга; не будь красна, будь вкусна; не будь мала, будь велика!».

Уборку свеклы начинали с Феклы-свекольницы (19 августа/1 сентября). С Ивана Постного (29 августа /11 сентября) убирали репу. На день препод. Сергия Радонежского (28 сентября /8 октября) рубили капусту.

Овин (Гумно)

Овин

Овин — это хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин состоял из ямы, в которой располагалась печь без трубы и верхнего яруса, куда складывали снопы.

Овин упоминается в пословицах и поговорках:
«Без огня овина не высушишь».
«Хоть овин гори, а молотильщиков корми».
«Хоть овин огнём гори, а брагу вари».
«Нежто я у Бога овин сжёг или теленка украл?» (то есть вина моя непрощенная?)
«Как овин насажённый!» (полно, много)
«У нашего господина ни ржи, ни овина».
«Он на пяти овинах молотит».
«Не бежал, а в овин пролежал».
«Лёгок на помине, как сноп на овине».

Есть загадки про овин.
«Стоит Фрол, и рот пол» (овин)
«Стоит Андрюха, набитое брюхо» (овин)
«Стоит волк, вырван бок» (овин)
«Стоит волчища, выхвачен бочища, не дышит, а пышет?» (овин)

Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Его называли «овинным жихарем», «овинным дедушкой». В некоторых местах его звали «подовинником», потому как верили, что он сидит в яме под сушилом, то есть там, где разводили огонь.
Гумно

Гумно (гуменцо, ток) — расчищенная и утрамбованная глиной площадка, часто имеющая навес и бревенчатые стены. Эта хозяйственная постройка использовалась для хранения и молотьбы снопов. Вблизи гумна ставили овин и другие крестьянские постройки.

Пословицы и поговорки о гумне:
«Есть на гумне, будет и в суме».
«Нет хлеба, так гумно на овин».
«Ума три гумна, да сверху не покрыты».
«У дурака что на уме, то и на гумне, пусто».
«Не купи гумна, купи ума».
«У богатого гумна и свинья умна».
«Хорошо свинье кругом барского гумна».
«На чужом гумне нет корысти мне».
«Чужая душа не гумно: не заглянешь».
«У нас метёт метла поперёк гумна, без разбора».
«У нас метёт метла поперёк гумна, без причуд».
«Гумна не столбовая дорога».
«Ума — два гумна, да баня без верху».
«Каков на гумне, таков и на войне».

По народным поверьям, на гумне обитает домашний дух — гуменник. Его представляли в виде мохнатого человека с лапами и ярко горящими глазами. Мохнатость гуменника соотносилась с богатством хозяина: «Гуменник мохнат — крестьянин богат».

На Святки или Новый год девушки ходили к гумну слушать: если было слышно, что гребут зерно, то гадающей будет хорошо жить в будущем году, а если слышно, что разметают метлой по пустому полу, то — нет, ее ждет бедность.