Казачество

Казаки

Вопрос о казачестве до сих пор остается открытым: казачество — это социальная группа или особая этническая общность? Однако казачество имеет свои давние традиции, глубокие исторические корни.

Первые казаки пришли в Сибирь с Ермаком Тимофеевичем. После гибели Ермака часть казаков вернулась на Русь. Снова в Сибири казаки оказались в отрядах московских воевод. Они были среди основателей Тюмени и Тобольска. В Тобольске, в «старой» казачьей сотне, ермаковские ветераны служили по тридцать и более лет. Из Тобольска казаки отправились на север и восток, открывать для России новые земли.

Казачество как воинское сословие
Казаки являлись особой категорией военных. Основным занятием казаков являлось хлебопашество, они формально относились к категории «сельских обывателей». Казаки, служащие в городах исполняли обязанности по поддержанию общественного порядка, конвоированию арестантов.

Во второй половине XIX в. произошли изменения в службе казачества. 13 марта 1861 г. было издано новое положение о Сибирском линейном казачьем войске, которое отныне стали именовать Сибирским казачьим войском. В состав войска входили 12 конных полков, 3 пеших полубатальона со стрелковыми полуротами, одна конно-артиллерийская бригада, одна команда войсковых мастеровых и одно торговое казачье общество. Полкам была присвоена нумерация от 1 до 12. Штаб-квартира полка № 6 находилась в Омске, полка № 12 — в Тобольске. Численность полка была определена в 600 человек. Команда мастеровых состояла из 264 казаков, торговое общество — из четырехсот. Положением 1861 г. была отменена постоянная служба казаков по станицам и оставлена только по нарядам в степных и внутренних отрядах. После двух лет службы казаки стали пользоваться отдыхом (льготой) на 3−4 года для ведения хозяйства и занятиями промыслами. За эти льготы казаки с 1861 г. были обязаны нести службу на собственных лошадях, со своим обмундированием и снаряжением.

Срок службы был оставлен прежний — 30 лет. В 1866 г. срок службы был сокращен до 22 лет. Применявшаяся для ведения хозяйства периодическая льгота популярностью не пользовалась, так как землю приходилось бросать на два года, при этом многие казаки брали на службу единственную рабочую лошадь.

После принятия положения 1861 г. казаки, не привыкшие к самостоятельной экономической деятельности, очутились на грани нищеты. Кроме того, после 1861 г. последовали семь неурожайных лет, а ведь «нужно было и самому снаряжаться на службу». Вследствие всего этого казаков стали клеймить «зарными» эпитетами: трусами на войне и лентяями дома". В Среднеазиатской войне 1864 г. Сибирское казачье войско оказалось на заднем плане.

В 1868 г. были упразднены Тобольский казачий полк и пеший казачий полубатальон, около 6600 казаков обращены в мещанское сословие. В 1869 г. был разрешен выход из казачьего войска офицерам казачьего происхождения, отставным и неслужилым казакам.

В 1871 г. был установлен так называемый «полевой порядок», при котором сохранялся состав Сибирского казачьего войска 8200 человек. Все юноши, достигшие 19-летнего возраста, призывались по жребию. Призванные в войско, служили по 15 лет в полевом стане, выходя на два года, в полевые полки. Затем на 7 лет следовало причисление в разряд внутренних служащих, после чего увольнение в отставку. Молодые люди, освобожденные от воинской повинности, записывались в неслужилые казаки.

В 1874 г. в России была введена всеобщая воинская повинность. Отныне воинская служба стала обязанностью не только мещанского и крестьянского, но и других сословий.
В 1882 г. «высочайше утвержденным 19 мая мнением Государственного Совета казачьи команды в Сургуте и Березове были упразднены, казаки этих городов, не желающие зачислиться в Сибирское казачье войско, должны были перейти в мещане тех городов, где они имеют оседлость…». Интересный факт, во время посещения наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем г. Сургута 8 июля 1891 г. к нему пытались пробиться сургутские казаки.

Выписные казаки

Особую категорию сибирского крестьянства составляли выписные казаки. Они набирались из государственных крестьян (из трех семей один человек) для несения военной службы. Крестьяне сами определяли тех, кто будет рекрутирован в выписные казаки.

Их отправляли на пограничные линии, где они стояли в караулах, бывали в разъездах, исполняли ямскую и почтовую службы, при этом все расходы по службе (приобретение ружий, пороха, содержание лошадей, собственное пропитание, одежда) шли за свой счет. Выписные казаки не освобождались от подушной подати, а некоторые из них еще и обрабатывали государеву десятинную пашню.

В 1751 г. командир Сибирского корпуса, генерал-майор Христиан Христианович Киндерман обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой облегчить положение крестьян Ялуторовского и Ишимского дистриктов, обращенных в выписные казаки. Генерал-майор предложил для них оставить только подушный налог, а порох и свинец выдавать из казны. Подводы для перевозки грузов у выписных казаков не брать и ни на какие работы, кроме несения службы не привлекать. По его данным в Сибири имелось 1400 казаков, из них в Ялуторовском дистрикте 800, в Ишимском — 600 казаков. Всего в Сибири было отмечено 7700 выписных казаков.

В конце XVIII в., когда опасность со стороны степи миновала, потребность в выписных казаках отпала и этот разряд исчез из сословной структуры сибирского общества.

Поход Ермака

1 (14) сентября 1581 г. из Нижнего Чусовского городка казаки выступили в свой знаменитый поход. Ученые спорят о причинах похода. Многие сходятся в мысли, что это был так называемый «поход за зипунами», то есть казаки хотели пограбить, как это было на Дону, Волге, в Ногайских степях, а до холодов вернуться к Строгановым.

Дружина Ермака на стругах поднялась вверх по Чусовой. По Тагилу дошли до Туры и достигли владений Кучума. Первый бой казаки приняли у Епанчин-городка, который находился на месте современного Туринска Свердловской области. Здесь Ермак при помощи пищалей и пушек разогнал войско мурзы Епанчи.

Затем казаки заняли городок Чинги-Туру, который находился на месте Тюмени. Через несколько дней казаки достигли устья Тавды. На Тоболе произошли сражения у Караульного яра, Бабасанских юрт, Долгого яра (современная д. Худякова Тобольского района) и Карачин-городка (современное с. Карачино).

Решающая битва произошла у Чувашского мыса, откуда казаки двинулись вверх по Иртышу к столице Сибирского ханства. 26 октября (8 ноября) 1582 г. Ермак вступил в брошенную сибирскую столицу. Через четыре дня к Ермаку пришли остяки с низовий Иртыша, которые принесли ясак — мясо, рыбу и пушнину.

Без боя был взят Рачевский городок (недалеко от с. Демьянского). В городке казаки искали идола бога Рача.

20 мая 1583 г. отряд вышел на Обь. Здесь правил остяцкий князек Самар, который решил дать казакам отпор. В бою князь был убит, а войско его бежало. Казаки оставались в городке Самара целую неделю.

В начале весны 1584 г. Ермак предпринял новую экспедицию на север по Иртышу и Оби. Местные жители не оказывали сопротивления или сдавались после непродолжительной осады.

В том же году Ермак предпринял поход на Тавду. В низовьях Тавды был взят городок князька Лабуты. У речки Паченки сражение было таким жестоким, что тела убитых наполнили целое озеро, получившее название Поганого. По свидетельству Герарда Миллера, их кости лежали на дне озера и были видны и через сто лет.

6 августа 1584 г. Ермак спустился до городка Кошуки. Местные вогулы встретили атамана дружелюбно, принесли меха, рыбу и мясо.

Поднявшись дальше по Тавде, отряд без боя занял Таборинский городок.

4 октября казаки повернули назад в Сибирь. Отряд вез с собой меха, рыбу, взятые у таборинских и кошукских вогулов.

До июня 1585 г. Ермак активных действий не предпринимал. В июне атаман повел своих казаков в новый поход вверх по Иртышу. В Сибири остались голова Иван Глухов и Матвей Мещеряк с сотней казаков.

Первое столкновение произошло у городка мурзы Бегиша. Ермак провел наступление с такой силой, что противник пришел в смятение, и победа досталась казакам.

После короткой передышки казаки направились в татарские городки Шамшу, Супру, Ренчик, Салы и Каурдак. Жители не оказали сопротивления. Дальше следовал городок Тебендя. Правитель городка Елыгай ласково встретил Ермака. По преданию, Елыгай даже предлагал атаману в жены свою дочь, но Ермак отказался принять такой дар.

Относительно спокойно казаки дошли до Ишима. При устье этой реки произошло очередное сражение. Отряд татар внезапно напал на лагерь. В рукопашной схватке погибло пять казаков. Похоронив товарищей, отряд пошел дальше вверх по Иртышу.

Следующим селением на пути следования казаков был городок Ташатканы, где Ермак получил известие о том, что с юга движется в Кашлык караван купеческих судов, а Кучум имеет намерение на них напасть. С небольшой дружиной (чуть больше пятидесяти казаков) Ермак поспешил на выручку купцам. В месте впадения Вагая в Иртыш 5 августа 1585 г. казаки остановились на ночевку. Ночью отряд был перебит, а Ермак погиб. По преданию, он пытался добраться до струга. Но струги отнесло ветром от берега. Ермак, не дойдя до ладьи, попал на глубокое место и утонул.

В этой битве уцелело несколько казаков, бывших на стругах, видевших гибель атамана. С печальной вестью они вернулись в городок Сибирь. Известие о гибели Ермака произвело на казаков огромное впечатление. Они приняли решение уйти в Россию. На Русь из похода вернулось всего 90 человек.

Праздники и досуг сибирских казаков

«Загулял, так ворота настежь»

Главными праздниками у казаков считались религиозные, когда запрещалось работать. Самый строгий запрет был на работу в Благовещенье. В большие праздники запрещалось ходить на охоту, иначе может случиться несчастье.

Из молодых казаков обычно выделялся один гуляка — гармонист или балалаечник. Он пел частушки, пока кто-нибудь из старых казаков не просил его спеть другие песни, старинные. Казачья молодежь во время праздника отдавала предпочтение активным развлечения: танцам, играм, конским скачкам.

К числу больших праздников относились Рождество Христово и Крещение Господне.

К Рождеству в казачьих домах делали тщательную уборку, готовили праздничное угощенье. Богатые казаки посылали бедным на разговение баранину, чай, сахар. В канун Рождества было принято «обогревать Христа», для этого хозяева зажигали во дворах костры, считалось, что новорожденному Христу холодно в яслях. В Святки ходили колядовать.

К празднику Крещенья во льду реки, озера или пруда делали особую прорубь — иордань. Утром праздника после молебна отправлялись крестным ходом к иордани. После обряда освящения воды жители набирали освященную воду по домам. Многие казаки даже купались в проруби. Праздник Крещения завершался всеобщим весельем. До глубокой ночи пьянствовали, пели, кричали. При этом пьянство среди казаков не почиталось. Настоящий казак должен был дружить «с острой саблей и конем», но и «с чаркой зелена вина». Однако дружба казаков с чаркой ограничивалась праздничными днями, к тому же они веселились в компании и под обильную закуску.

Самым разгульным праздником была Масленица. Во многих казачьих станицах на масленицу ходили ряженые. Центральным событием праздника было взятие снежного городка. В некоторых станицах устраивали «корабль» — на нескольких подмостках ставили мачту, со всех сторон к ней тянули канаты. На подмостках размещались «маски» и музыканты — они пели и играли. На верху мачты, на колесе укреплялась фигура Масленицы.

Распространенным масленичным развлечением было катание на лошадях — на тройках. Молодые казаки часто катались верхом.

Во всех казачьих селениях, по старинному сибирскому обычаю, по берегам реки и озер делали ледяные горы («катушки»). Катались с них на санках или коровьей шкуре. Иногда устраивали «круглые катушки» (вроде карусели).

Завершением торжества были проводы Масленицы. Чучело везли на санях за околицу или в поле и там сжигали. В костер бросали остатки масленичного угощенья — блины, яйца, печенье.

С большим размахом праздновали Пасху. Наводили в домах чистоту, столы накрывали скатертями. Пекли куличи, готовили «пасху», красили яйца. В праздник девушки развлекались катанием яиц. С расстояния сантиметров в 20 старались попасть в яйца, расставленные линией. Выигранным считалось яйцо, в которое девушка попадала. Молодежь развлекалась качанием на качелях. Подростки и парни играли в лапту, чушку, свайку, бабки.

На Троицу девушки и женщины наряжали березку. Ее одевали в девичье платье, украшали лентами. Вокруг березки водили хороводы. Затем ее несли к ближайшему водоему, где купали или топили.

В начале ХХ в. в Троицких гуляниях стали также участвовать мужчины.

Отмечали и другие праздники церковного календаря: Петров день, Покров Пресвятой Богородицы и т. д.

В XIX в. в быт казачества вошли новые формы развлечений: балы, музыкальные и театральные вечера, дамские собрания. Обязательным элементом праздников стали военные парады.

В начале ХХ в. получили распространение новые городские танцы. В моду вошли романсы и гитары.