Ткачество

Ткачество

Земледелие и животноводство состоят в тесной взаимозависимости с кустарными промыслами, среди которых наиболее распространенными были прядение и ткачество. Ткать крестьянки начинали осенью, после окончания сбора урожая и старались завершить работу к весне, к севу. Работа ткачиха была очень трудна. Например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 25 сажен (50 м) длиной, нужно было проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда подготовленного волокна требовалось почти сорок суток усердной работы! Конечно, хозяйка не могла справиться с этим без помощи дочерей и невесток. Уже с маленького возраста девочку учили прясть. Интересно, что приданное, которая молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, как правило, собственноручно приготовленных в течение всей юности. Самые обитые прозвища «непряха», «неткаха» давались девушкам не умеющим прясть или ткать.

В Сибири ткачеством занимались прежде всего в тех местах, где выращивали лён. Так, в Тобольском уезде промыслы эти были сосредоточены в Абалакской, Бронниковской, Карачинской и Куларовской волостях. Крестьяне другие, например, северных территорий, ткачеством занимались реже, а то и вовсе не занимались, предпочитая покупать готовые ткани.

В советское время домашнее ткачество в Сибири практически исчезло, лишь в немногих деревнях сохраняются его традиции.

Ткацкий станок

В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорчатые полотенца, которыми крестьяне украшали стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Нарядными были скатерти, которыми покрывали стол в праздники. Все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках.

Конструкция ткацкого станка придумана в древности. Первое, на что обращаешь внимание, боковины станка и два валика. Один из валиков станка — навой — служит для навивки в него нитей основы, другой — для набвивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка. Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия-глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. После ремизок нити основы должны быть забраны в гребень (его называют бердо), вставленный в раму, которая называется батаном. Батан крепится к боковинам свободно и поэтому может откидываться вперед и назад. Кроме валиков для нитей основы и для готовой ткани, а также валиков, поддерживающих ремизки, станок имеет два вспомогательных валика. Через первый проходит основа, через второй — готовая ткань. Есть еще челнок — это узкая линейка чуть покороче ширины станка, с концами, вырезанными ласточкиным хвостом.

В настоящее время ткацкий станок стал большой редкостью, а кустарное ремесло ткачиха — семейной традицией.

Прялки

Среди всей крестьянской утвари прялки — самые «одушевленные». О прялках и прядение народ слагал пословицы, поговорки, загадки.

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
«Что Машка напряла, то мышка украла».
«Мужик не прядет, а без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит».
«Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!».
«Прялка не бог, а рубаху дает».
«На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу» (прядение).
«Пять братьев по дороге бегут, да сухи; пять братьев под одоньем стоят, да мокры» (прядение).

Украшенные резьбой и росписью прялки дарили на свадьбу, передавали по наследству. Даже когда от времени исчезала часть росписи или расщеплялась лопасть, к которой привязывалась кудель, хозяйка ни за что не хотела расставаться с прялкой.

Самыми архаичными в крестьянской среди являются прялки корневые.

Прялка корневая («корневуха», «корневушка», «коренушка») — прялка, изготовленная из цельного куска дерева с корнем.

Сначала выбирали подходящее дерево, например, ель. Лопатой обкапывали корневище и подрубали так, чтобы со стволом оставался один корень. Остальные корни подрубали впритык со стволом. Из такой заготовки топором вытесывали будущую прялку. Работу завершали ножами, стамесками и резцами.

В крестьянской среде бытовали прялки резные и расписные. В северных районах Западной Сибири чаще всего встречались прялки резные, Орнамент на них — квадраты, треугольники, круги, вихревые розетки и т. д. В глубокой древности они символизировали солнце, гром, луну и звезды, но со временем утратили свое значение и превратились в обычные украшения.

В южных районах бытовали прялки расписные. Обычно их расписывали масляными красками, чаще всего красного и зеленого цветов. Орнамент на такой прялке — это цветы, часто собранные в бутоны, ветки с листьями, а иногда птицы.

Самопрялка (прялка-«голландка») — механическая прялка с ножным приводом.

В XVIII в. в России появились самопрялки с ножным приводом. В крестьянском быту они получили большое распространение с середины XIX века. Самопрялка состоит из стана, колеса, прядильного прибора под колесом и ножного привода. 

Сибирский ковер

Ковёр — плотное тканое изделие из пряжи различного рода, употребляемое для покрытия полов, стен, столов, диванов и других поверхностей в декоративных и утеплительных целях.

Д.И. Даль приводит такое определение ковра: «Ковёр — толстая, тканая полсть, полстина; узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть войлочные, набивные, полстяные». В русских народных сказках ковер-самолет, такая же волшебная вещь, как сапоги-скороходы, меч-кладенец и скатерть-самобранка.

Первые упоминания о сибирских коврах относятся в XVII веку. Занесли это ремесло выходцы из Средней Азии — бухарцы. Описание такого изделия отставил во второй половине восемнадцатого столетия А. Н. Радищев. В XIX в. это промысел стал очень популярен в Тобольской губернии, а особенно в окрестностях г. Тюмени (поэтому многие искусствоведы называют ковер «тюменским»). Ковры ткали и на юге губернии, на территории современных Ишимского, Омутинского, Голышмановского, Упоровского и Бердюжского районов.

У сибирского ковра был особый стиль — яркие цветы и зеленые листья на черном и желтом фоне, при этом ковры одной местности не походили на ковры из другой. Например, «голышмановский» ковер был геометрическим узором, а «бердюжский» напоминал фабричный.

Ковры продавали на ярмарках, торжках, ими украшали жилище, застилали сани (как на картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»). Были ковры большие — настенные, половые; маленькие — для украшения сундуков, лавок.

В истории сибирского ковра почетное место занимает мастерица Василиса Семеновна Викулова. В 1900 г. ковер, изготовленный ей, получил высшую награду на выставке в Париже. В 1920-е гг. на сибирский ковер обратил внимание Иван Овешков. Он открыл артель мастериц-коверниц в селе Каменка, которое считается родиной тюменского ковроделия. Позже в Тюменской области появилось несколько фабрик по производству ковров. До нашего времени сохранилась Ишимская ковровая фабрика, где ткут ковры и по сей день.