Народная медицина.
Повитухи и знахари

Народная медицина

В традиционной культуре бытовали представления о болезнях как о внешних силах, наносящих вред человеку. Одни из них были очевидны, например, травмы и перенапряжения при работе, другие воспринимались как наказание за грехи или вызывались действием неведомых таинственных сил. Так, распространенное заболевание лихорадка называлось, соответственно различным его проявлениям: «лихоманка», «трясовица», «колотуха», «сухотуха», «нутряная» и др. Всего различали двенадцать видов и считали дочерьми царя Ирода. По мнению крестьян за грехи Богом насылается горячка, оспа, «родимец» (детский церебральный паралич), «цвет», «лихоманка» и «огневка» (разные лихорадки)".

Некоторые болезни представляли в виде живых существ, похожих на людей и животных. Например, в Тобольском уезде лихорадку представляли как высокую женщину в красном платке. Другие болезни также представлялись зооморфными существами. Например, ханты и манси принимали оспу за враждебного духа, который сначала мучает людей, потом питается их телами. Причинами заболевания могли считать и «порчу», насылаемую колдунами и ведьмами. Действием «порчи» объясняли не только головные боли, лихорадку, ломоту в суставах или в боли в желудке, но и семейные неурядицы.

О даровании здоровья обращались к священникам как посредникам между людьми и высшими силами. Больным советовали совершить паломничество по святым местам, посетить монастыри, помолиться перед чудотворными иконами. Большую популярность приобрел в народе духовный стих «Сон Пресвятой Богородицы». Стих переписывали на длинные полоски бумаги, которые носили с собой. Появляется традиция ведения так называемых «колдовских тетрадок», куда записывали заговоры и молитвы, и рукописных травников, описывающих свойства растений.

Особое значение в народной медицине придавалось лечению травами. Лечение травами имело место у русского, татарского населения и коренных народностей Сибири. Использовали травы, широко распространенные в регионе, ‑ ромашка, тысячелистник, крапива, пижма, мята.

Переселенцы обогатили знания народа и расширили арсенал лечебных средств. Под влиянием переселенцев русские старожилы стали употреблять жир домашних и диких животных для приготовления мазей и втираний.

Как правило, крестьяне обладали необходимым объемом знаний для лечения болезней народными средствами, когда этих знаний было недостаточно, обращались к целителям, колдунам и знахарям.

Успех научных знаний в начале ХХ в. вызвал перемены в мировоззрении народа. Молодое поколение уже не верило представлениям о болезнях как о живых существах. Но практика знахарства продолжала бытовать и даже составляла существенную конкуренцию официальной медицине.

Знахари

По народным поверьям, от колдунов знахари отличаются тем, что не приступают к делу без креста и молитвы. Заговоры их состоят из обращения к Богу и святым угодникам как целителям. Другое отличие от колдунов заключалось в том, что колдовство было искусством посвященных, а знахарство — практика обученных. Из старых помощников получались лучшие знахари. Знахарей делили на «шептунов» (лечили заговорами), «костоправов», «травников» (лечили травами) и повитух (повивальных бабок, которые принимали роды).

11 мая знахари ждали, от куда подует ветер: ветер с полудня означает хорошие вести, с севера — плохие.

На Пантелеймона-целителя (9 августа) знахари собирали травы, идущие на пользу болящим. Знахари служили святому молебны, чтобы он наставил их разум на успешное врачевание.

На Прокла (3 декабря) знахари проклинали скрывающуюся в подземных недрах нечисть, чтобы не выходила из своих нор как можно дольше, чтобы как можно меньше мутила жизнь человеческую.

Повивальные бабки

Роды у крестьянских женщин принимали повивальные бабки (повитухи). Они не имели специального образования, но обладали огромным опытом – встречались повитухи, принявшие за свою жизнь по 500 родов и более. Обычно на волость была одна-две повитухи, поэтому их помощь всегда была востребована. За ними крестьяне приезжали издалека, забирали в свой дом на несколько дней.

Рожали крестьянки в бане, стоя на коленях, руками опирались на лавку. Лишь первородящих обычно укладывали. По народным поверьям, во время родов в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы, отпирали замки. Если женщина не могла долго разрешиться от бремени, ее мужа заставляли плакать и стонать вместе с ней, просеивать песок и т.д. В самых крайних случаях просили священника открыть в церкви Царские врата.

Пуповину перерезали на два пальца, когда в ней «кровь не бьется», перетягивали суровой ниткой. Повитуха собирала по частям послед, заворачивала в чистую ткань, затем его следовало похоронить в подполье.

После родов три дня повитуха находилась в доме роженицы, наблюдала за женщиной и ребенком. Каждый день топили баню, где повитуха парила и правила женщину и ребенка. Через три дня повитуху награждали подарками, давали ей деньги, отрез материи на юбки и отвозили домой.