Печники

Изготовление кирпичей. Кладка печей

В крестьянском хозяйстве из глины делали не только посуду, повсеместно было распространено изготовление кирпичей. Кирпичи шли не только на строительство, а больше на кладку печей, ведь печь была самой нужной частью крестьянского дома. Ремесло печников признавалось одним из самых нужных и одним из самых сложных. Традиции, навыки и различные тонкости ремесла передавались из поколения в поколение. Хорошие печники были очень востребованными и уважаемыми людьми (крестьяне даже побаивались их и старались всячески уважить). Правильно сложить печь мог только настоящий мастер. Печи должны быть в первую очередь прочными, крепкими, стенки их ‑ ровными, гладкими, особенно внутренние, а швы обязательно тонкими. Прочность кладки в основном завела от качественной перевязки. А сделать это мог только тот, кто обладал необходимыми знаниями и опытом.

В наше время ремесло печника кажется пережитком прошлого, ведь многие люди живут в городских квартирах. Но у современных людей, как и их далеких предков сохраняется любовь к огню, вот почему в сельских домах и пригородных коттеджах устраивают печи и камины. А печники и сейчас нужны и без дела не сидят. 

Производство кирпича

«Выделкой кирпича занимаются по всей Сибири, ‑ писала в конце XIX в. газета „Сибирский листок“. ‑ Найдя подходящую глину, тут же из жердей строят кирпичный сарай, покрывая его корьем, глину копают, прибавляют песок и месят эту массу в яме ногами, затем ее формуют в деревянных формах и сформованный кирпич укладывают рядами на подставках в сарае, где он сушится несколько суток на сквозном ветру; затем кирпич обжигают или в особо устроенной печке, или просто в ямах, куда складывают кирпичи в виде печи, в которой и горят дрова, яму засыпают землей, оставляя отверстие для воздуха. При этом промысле необходимы кайлы и лопаты, тачка для отвоза глины и кирпича и хотя бы две деревянные формы — каждая по 4 руб.; сарай стоит 50 — 100 рублей и печь от 20 — 40, но все это устраивается обыкновенно самим хозяином. Работают летом, от мая до августа, выжигая за лето от 2 — 8 тысяч кирпичей, принимая за среднюю цену 8 — 13 руб. за тысячу, чистый заработок будет 30 — 50 рублей, если работает сам хозяин без помощи наемных рабочих; в Западной Сибири кирпич ценится дешевле — тысяча от 4 — 6 рублей. Кирпич делают большей частью по заказу, в продажу он идет на месте производства; работа эта считается трудной, мало выгодной и вредной для здоровья».

Печь

Крестьянский дом ‑ это маленькая вселенная, его стены ориентированы на четыре стороны света; подпол, сруб и чердак соответствуют трем уровням — преисподняя — земля — небо. В центре этого мира находится свое солнце — очаг или печь.

Печь ‑ это всегда ласковое тепло, вкусная пища, домашний уют. Каждая часть русской печи имеет собственное название. Спереди это — «устье», «чело» (уступчик над «устьем»), «вьюшка», «боровик» («шесток»); сбоку — «охабчик», камин и лесенка. Каждая часть приспособлена для хозяйственных нужд, к примеру, в «охабчике» находится веник, ведро и тряпка для обязательной субботней уборки, на «боровике» сушат обувь и т. д.

В древности печь мыслилась как защита на земле для небесного огня, его дом, его маленькая крепость и в соответствии с этим тоже представлялась как божество. Пожалуй, наиболее полно это характеризует поговорка «Сказал бы (я тебе) да печь в углу».

За печью, скрываясь от яркого света, обитает домовой и другие домашние духи; на «шестке» в быличках веселятся черти, когда огонь не горит.

С принятием христианства печь стала по диагонали от красного угла, в котором хранятся иконы. Во время молитвы человек оказывался спиной или боком к печи, а во время приготовления пищи спиной к иконам. Таким образом печь воплощает в себе сакральность иного потустороннего мира.

Печная труба ‑ это специфический выход из дома, ход из иного мира в этот: через печную трубу в дом проникает огненный змей и черт, а наружу вылетает ведьма, спешащая на шабаш.

При грозе и на ночь принято закрывать печь заслонкой, чтобы никакая нечисть не смогла проникнуть в дом.

Печь выполняет особую роль в народных суевериях: «Гул в печной трубе — душа покойника пришла»; «Птица совьет гнездо в трубе — к смерти домочадца».

Во время Святочных гаданий в устье печи ставили миску с водой, предварительно измерив ее ложками, если на утро вода убудет кто-то из домашних умрет, если прибудет ‑ родится.

Печь и печной дым выполняет особую функцию в заговорах. В любовной магии обращались к первым дымовым колечкам: «как первый дымок завивается, вокруг дерева обвивается, так чтоб и раб Божий обвивался около меня рабы Божьей…». Обращались и к самой печи: «Печь печуще, горе горечуще, зажги огонь в сердце раба Божия обо мне рабе…».

В семейной жизни кочергу запрещалось приставлять к печи, иначе муж будет от жены гулять.

Приготовление пищи было специфическим женским занятием и протекало как бы незаметно от мужчин. Печь усердно служит только одной хозяйке, старинная поговорка «Две снохи у одной печи» изображает раздор в семье двух женатых братьев.

Печник

Мастеров по кладке печей называли печниками. Кроме того, их именовали печекладами или просто — кладчиками. Заниматься ремеслом печника — печничать. Секреты ремесла печников передавались по наследству, но печничеству можно было и научиться. Крестьяне печников почитали и боялись, ведь от хорошо сложенной печи зависело тепло и уют в доме. Когда печника приглашали класть в доме печь, то у хозяев всё должно быть подготовлено (кирпичи, глина). Мастер приходил только со своими инструментами. Сразу после первого ряда кирпичей печника угощали. Также делали, когда печь выполнена наполовину, и в третий раз, когда печь закончена. Скупых хозяев печники могли и наказать (сложить печь так, что она не будет греть, а то вовсе начнет дымить).