Салотопление и мыловарение

Салотопление. Мыловарение

В крестьянских скотоводческих хозяйствах Западной Сибири ещё с давних пор развивалось домашнее производство топлёного сала. Этот продукт в свою очередь служил для производства свечей и мыла.

Первоначально сало-сырец, покупаемое для мыльного и свечного производства, стоило довольно дешево. В начале XVIII в. пуд его стоил 40 копеек — столько же, как 2 сырые кожи. Но затем началось удорожание топленого сала, поскольку избытки его поставлялись купечеством среди прочих товаров в Европейскую Россию. В середине восемнадцатого столетия начался интенсивный приток из степей крупного скота на продажу, что позволяло иметь для закупки большие партии сала. Многие крестьяне сумели подняться на промысле сала, а затем выйти в купцы. Такими были тюменские крестьяне Гребешковы. В конце XVIII века они имели уже 2 дома и салотопный завод, вели активную торговлю с Уралом и Восточной Сибирью. Уже в XIX в. салотопное производство выросло более чем в 10 раз. К 1861 г. Тобольская губерния занимала по вытопке сала в России 3-е место вслед за Самарской и Тамбовской губерниями. Западная Сибирь давала стране 8% топленого сала.

Мыловарение в Сибири началось сразу после присоединения к России, а уже через 100 лет полностью покрывало потребности местных жителей. Мыло готовилось главным образом из сала (говяжьего), куда примешивалось некоторое количество древесной золы и соль. В Сибири производилось мыло следующих сортов: простое, тугое, подбойное и «костромское». На 30 пудов мыла шло 30 пудов сала, 2,5 четверти золы и 10 пудов соли. Примитивные мыловаренные заводы имелись в Западной Сибири почти в каждом городе и уезде, в 1912 г. производство мыла здесь было налажено более чем на 100 мелких заводах.

Салотопление

В старину под словом «сало» понимали не только подкожный жир, но и внутренний жир животных (внутренний жир рыб называли «ворвань»). При разделке крупного рогатого скота и овец крестьяне сливали вытопленный внутренний жир в бутыли и использовали его для своих нужд (например, для смазки). Процесс забоя животных и топление сала с разливкой его по емкостям назывался «салотоплением». Мастера, который этим занимался, именовали «салотопом», а мастерскую — «салотопней», «сальней» или «салганом».

Салотоплению и самому продукту в устном народном творчестве посвящены пословицы и поговорки: «Не подмажешь, не поедешь»; «Медведь с осени сало запасает, а зимой лапу сосет»; «Сало было, стало мыло».

Мыловарение

Издавна мыло в России делали из животного жира, затем начали использовать растительные масла. В восемнадцатом столетии производством мыло было монополизировано государством, и только в первой половине XIX века начали появляться частные мыловарни. Во второй половине XIX века появились заводы и фабрики по производству мыла. После революции 1917 года, производство мыла в России сильно пострадало. Большинство частных предприятий было национализировано, ухудшилось качество мыла. В производство шло всё: животное топленое сало, рыбий жир, подсолнечное масло, отходы производства нефти и прочее. Производство мыло было ориентировано на массовое потребление. В послевоенное время начали использовать синтетические жирные кислоты. C 1950-х годов в СССР было налажено стабильное конвейерное производство мыла разных видов и сортов.

В настоящее время в России наблюдается рост популярности натуральных и ручных мыл. Многие мастера мыловарения в России создают уникальные и красивые мыла, используя только натуральные ингредиенты. Российские мыловары также стараются сохранить исторические традиции производства мыла, используя техники и ингредиенты, которые были популярны в прошлом.

Свечное производство

Свечное производство обычно сопутствовало мыловарению и служило как бы его продолжением, как и салотопного производства. Сальные свечи в Сибири были в большом ходу, поскольку свечи из воска стоили довольно дорого и ими пользовались лишь в праздничные дни. Крестьяне в основном зажигали жировые лампады или лучины. Поэтому крестьяне изготавливали сальные свечи, но в небольшом количестве и для собственных нужд.

Главными производителями свечей являлись монастыри. В городах было немного свечников. Они поставляли свою продукцию для заводских контор, в губернскую канцелярию, полицию, таможни и т. п. Особенно славился своими свечниками Тобольск. Современник писал: «Город сей достаточен разного рода ремесленниками, которые столько работают вещей, что приезжают для закупки оных из других мест. Лучшие тамошние товары: литые свечи, лаком наведенные и расцвеченные, наподобие китайской утвари, сапоги, коты, лошадиная сбруя, медная посуда, слесарные и кузнечные работы».

Первое крупное заведение по производству свечей появилось в Тобольске в 1829 г. Хозяином его был купец Николай Лео. На заводике было 3 медных и 4 чугунных котла, 2 кирпичных и 3 чугунных печи, а также 1000 оловянных форм для отливки свечей. На нем производились свечи трех сортов: сальные, «маканные» (от слова «макать» — смачивать), а также восковые свечи. В том числе, завод производил мыло трех сортов: желтое, белое и «духовое». Но заводик закрылся сразу после смерти хозяина. Другие заводики производили свечи в небольших количествах, и все они расходились в городе, не удовлетворяя полностью потребности горожан.

В 1887 г. в Тобольской губернии было всего 8 свечных завода. Работали на них 19 рабочих. В год заводы производили более 3 тыс. штук свечей, на сумму около 13 тыс. рублей.