Пчеловодство

Пчеловодство

Одной из древнейших отраслей сельского хозяйства является пчеловодство. Пчел разводили для получения меда и пчелиного воска. Пчеловодство в своем развитии прошло многовековую историю от собирания меда диких пчел до пасечного пчеловодства. У древних славян существовало особое пчеловодство — бортничество. Пчеловодством, каким мы его привыкли видеть, с рядом домиков-ульев, оно стало в нашей стране только в первой половине девятнадцатого столетия.

В Западной Сибири до прихода русских местные жители пчеловодства не знали, да и у русских старожилов оно было не широко развито (со второй половины XVIII в. на Алтае, а в первой половине девятнадцатого столетия в Томской губернии). Разведением пчел занимались священнослужители, а пасеки находились при монастырях, где из пчелиного воска делали свечи. Сама пчела символизировала трудолюбие. «Бог любит пчел, ‑ говорили церковники. — Пчела дает мёд и воск для свечей».

Качественно новый этап в развитии сибирского пчеловодства был связан с крестьянами-переселенцами, которые устремились за Урал после отмены крепостного права. Некоторые крестьяне везли с собой пчел и инвентарь. В Тобольской губернии пчеловодство внедрялось очень медленно. Например, в Тюменском и Ялуторовском уездах появление пасек относится к 1890-м гг. В 1895 г. на сельскохозяйственной выставке в Кургане были представлены ульи и инструменты пчеловодства, а также мед и воск. В 1904 г. в селе Зырянском Тюменского уезда состоялся первый съезд пчеловодов губернии, а еще через год было образовано Тюменское общество пчеловодов. В 1910 г. жители Тобольской губернии уже содержали 138 пасек. Цена пуда мёда колебалась от 8 до 16 руб., цена пуда воска — от 8 до 40 рублей. Пчеловодством занимались в основном крестьяне и священники.

В советское время пчеловодством занимались во многих колхозах. На сегодняшний день сибирский мёд ценится не только на территории нашей страны, но и за рубежом. 

Пасека

Специально оборудованное место, где держат медоносных пчел, называется пасека. Пасеки бывают стационарными и кочевыми (при постоянных переездах с одного медоноса на другой).

В Древней Руси существовал особый вид пчеловодства — борничество, то есть добыча меда диких пчел из бортей. Слово «борть» означает дупло дерева. Сначала для разведения пчел брали деревья с естественным дуплом, но затем отверстия в стволах стали выдалбливать специально. По мере того как леса сокращались, а пашни расширялись, бортникам приходилось вырезать для спасения пчел целые куски деревьев и ставить их ближе к жилью. То есть пчел держали уже не в живых деревьях, а в колодах. Такие колоды бытовали очень долго, только в первой половине девятнадцатого столетия появились первые рамочные ульи. В середине XIX в. был придумал улей, который открывался сверху. Это резко увеличило количество и продуктивность пасек. Современные пасеки имеют от нескольких десятков до несколько сотен ульев.

Кроме ульев на пасеке находятся предметы пчеловодства: поилки для пчел, пчеловодческие инструменты (дымари, роевни, пчеловодческие ножи, медогонки и прочее). Рядом с пасекой устраивают помещения для откачки меда, хранения тары, рамок, а также помещение для зимовки пчел — омшаник (зимовник).

Воск

Продукты труда пчеловодства — мед и воск имели особое значение в жизни крестьян. Широко их применяли в обрядах. Воск выполнял функцию посредника в гаданиях.

Во время Святок растопленный воск выливали в воду и по застывшему изображению судили о будущем. После крещения ребенка гадали о его судьбе, для чего закатывали его волосы в воск и бросали в воду: если воск утонет, то жизнь ребенка будет недолгой. Гадание с воском использовали и пчеловоды. Если кого-то порушил улей, из поврежденного улья брали воск, разогревали его и выливали в воду. Считалось, что выльется либо сам виновник, либо какая-то вещь, по которой его можно узнать. Колдуны использовали воск для того, чтобы навести порчу на человека, для этого делали его восковую куклу и клали ее под престол на сорок дней. Оригиналу воскового изображения будет плохо. Общеизвестно, что огарки венчальных, четверговых, пасхальных свечей использовали в качестве лечебных средств. 

Мёд

Большое значение в крестьянской жизни имел мед. Его употребляли в чистом виде, а также в составе блюд и напитков. На особую значимость меда указывает то, что блюда из него подавали в начале или в конце обрядового застолья. Ярким примером этого может служить кутья, вкушаемая прежде других блюд в рождественский сочельник.

Издавна мед использовали в народной медицине для лечения простудных заболеваний, лечения болезней желудка и заживления ран.

Мед занимает значительное место в крестьянском календаре. Ему посвященных один из трех праздников конца лета — Медовый Спас (1/14 августа). К середине августа соты в ульях заполняются, и пасечники приступают к сбору меда. В старину свежий урожай меда обязательно освящали в храме. Считалось, что такой мед обладал большой целительной силой.

Поверья и суеверия о пчеловодстве

Пчела повсеместно воспринималась крестьянами как «чистая» Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. В традиционной культуре пчелу называли «Божья угодница», «Богова», «святая», что объясняли тем, что она дает воск на свечи. О пчеле никогда не говорили, что она сдохла, а говорили «умерла». Многие верили, что душа человека отлетает от тела в виде пчелы. Представление о божественной сущности пчелы нашло отражение в ряде поверий, например, в народе верили, что пчела жалит только грешника. По народным представлениям своим появлением пчелы обязаны Богу, а когда пчелы изведутся, наступит Конец Света.

Пчеловодство очень тесно связано с народным календарем и религиозными праздниками. На Благовещенье (25 марта/7 апреля), хотя и еще очень рано, нужно было выставить на пасеке хотя бы один улей, тогда весь год будет удача. В праздник Пасхи пчеловоды шли к ульям «христосоваться с пчелами», там растиралась пасхальная просфора или кулич.

Покровителями пчеловодства на Руси считались святые Зосима и Савватий. В дни памяти этих святых (17/30 апреля и 27 сентября/10 октября) пасечник вынимал соты из улья и в полночь погружал мед в воду, произнося специальный заговор, чтобы обеспечить себе хороший принос меда в следующем сезоне. На Благовещенье, в Вербное воскресенье и на Пасху зажигали ладан для окуривания ульев и свечу перед иконой святых Зосимы и Савватия.

Пчеловодство считалось среди крестьян особым занятием, сходим со знахарством. По народным представлениям, пчеловоды обладали особым магическим знанием, включающим приемы обхождения с пчелами, заговорное мастерство, следование обычаям и соблюдение запретов.