Сельский клуб и культура

Сельские клубы

В начале ХХ века вместо понятия «клуб» применялось понятие Народный дом. Народные дома должны были способствовать просвещению народа. В период революции 1905−1907 гг. в России открылись первые рабочие клубы. В первые годы Советской власти появились новые формы клубных учреждений и культурно-просветительской работы — избы-читальни, красные чумы и т. д. Сеть клубных учреждений в конце 1920−1930-х гг. охватила весь Советский Союз. Советская власть говорила о политическом перевоспитании крестьянства, но на самом деле это вылилось в идеологизацию культурно-образовательной работы. Работа большинства клубов (особенно в довоенное время) сводилась лишь к чтению лекций на социально-политическую тематику или демонстрацию фильмов (если была возможность). В то же время репертуар всех кружков художественной самодеятельности строго контролировался.

В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. немецко-фашистскими захватчиками было сожжено и уничтожено около 40 тыс. клубов. В первые послевоенные годы сеть клубных учреждений была быстро восстановлена. Причем многие клубы были созданы по инициативе самих колхозников, которые таким образом пытались преодолеть однообразие жизни. Наибольшую заинтересованность проявляла молодежь. Укрупнение колхозов в начале 1950-х гг. привело к значительному ухудшению состояния культурно-образовательной работы на селе. Там, где были закрыты клубы жизнь замирала.

На 1 января 1976 г. в системе министерства культуры СССР работали 99 226 клубных учреждений, из них 3168 районных домов культуры, 2389 городских домов культуры и клубов, 34 119 сельских домов культуры, 52 104 сельских клуба, 590 изб-читален, красных чайхан, чумов и юрт, 6856 самостоятельных автоклубов.

В 1980-х гг. сельские клубы играли важную роль в культурной жизни села. В них работали детские и взрослые кружки по интересам, библиотеки, демонстрировалось кино, проводились танцы, собрания, товарищеские суды и лекции. К середине 1980-х гг. сельские клубы превратились в полноценные центры художественного творчества. В 1990-х гг. наследием СССР остались дискотеки, которые проводились в сельских клубах. Количество их сократилось, так как молодежь уезжала в город. В настоящее время сельские клубы действуют только в крупных населенных пунктах. 

Передвижные киноустановки

Передвижные киноустановки в СССР (кинопередвижки) предназначались для демонстрации немых и звуковых кинофильмов на открытых площадках и в помещениях, не приспособленных специально для кинопоказа. Кинопередвижки, фактически являющиеся мобильными кинотеатрами, были двух видов. Первый вид, получивший большее распространение, — это обычный автомобиль, оснащенный киноустановкой. Он останавливался на площади или даже в поле, перед зрителями натягивалось белое полотнище, на которое транслировалось кино. Такое можно увидеть, например, в картине «Королева бензоколонки».

В качестве транспортного средства в разные времена использовались разные модели машин, но чаще всего это были ГАЗоны, УАЗики, «полуторки», а то и вертолеты. Второй вид — это специально оборудованное транспортное средство, в качестве которого выступали пассажирские автобусы, прицепы либо фургоны. Внутри таких них был обустроен настоящий кинозал, и впечатления от просмотра были совсем другими. Кинопередвижки оказались особенно эффективны в сельской местности и малонаселённых районах, где строительство стационарных кинотеатров невыгодно. 

Танцы в сельском клубе

Деревенская молодёжь во все времена находилась в постоянном поиске развлечений, круг которых в послевоенные годы для нее (в отличие от молодежи городской) был сильно ограничен и заключался, в основном, в посиделках. Были еще футбольные междусобойчики да выходы в соседнюю деревню для разборок с местными парнями. Но, конечно же, особняком стояли походы на танцы!

В самой деревне молодежь танцев никогда не устраивала, и сама в них не участвовала. Все потому, что деревенские поколения молодежи в 1950—1970-е годы были настолько зажатыми в отношениях с противоположным полом, что не могли позволить продемонстрировать свои «танцы-обжиманцы» на людях. Деревенская молодежь ходила на танцы в соседние деревни, где имелись свои (хоть и небольшие) клубы. И лишь на танцах в сельском клубе могли хоть на какое-то время освободиться от порядком надоевшего панциря и вдохнуть глоток свободы. Ни о каком ансамблевом сопровождении в те годы даже речи не было: радиола с грампластинками да местный баянист — вот и все удобства! Где-то лишь в начале 1960-х годов клубы стали переходить на стационарные магнитофоны, которые мгновенно повысили всплеск интереса молодежи к танцам.

На волне появления в СССР в начале 1970-х годов многочисленных вокально-инструментальных ансамблей стали появляться и свои доморощенные ансамбли, состоящие из старшеклассников сельских школ. Исполняли они хиты того времени. 

Источник:

Походы на танцы в советской деревне

https://obratnosssr.mirtesen.ru

Деревенская дискотека

Деревенская дискотека в 1990-х гг. была милым наследием СССР, в нём в сельских клубах проводились танцы. Слово «дискотека» принес в село Леонтьев в конце перестройки. Но многие сельские дискотеки продолжали называться танцами. Танцы и кинофильмы стали последним осколком культурной жизни исчезнувших колхозов с самодеятельностью, избой-читальней и красным уголком. В деревни 1990-х гг. изменения приходили медленно. И когда в городах уже были ночные клубы, здесь были дискотеки или танцы, как и во времена СССР обычно в среду и субботу. И традиции участия в них не менялись. Сельская дискотека проходила в сельском клубе или районном доме культуры, если это крупное село. Дискотека была центром притяжения всех молодых: от трактористов и доярок, до приезжающих домой студентов и детей дачников.

Источник:

Лихая жизнь 90-х в фотографиях: деревенские дискотеки, красавцы и красавицы села

https://picturehistory.livejournal.com/8655897.html