Избы-читальни и Красные чумы

Культурное строительство на Севере

Главное внимание в первые годы уделялось культурном строительству на Севере. Началось всё с национальных школ. Первые советские школы для северян открылись в 1920/21 учебном году, в 1926 г. появилась первая мансийская школа-семилетка. В 1927 г. при школе в селе Полноват был открыт первый в крае интернат, в котором в первый год его работы вместе с русскими детьми стали учиться четверо коми и восемь ханты. В 1930 г. открылись школы-интернаты в Казымском, Уют-Юганском и Тазовском национальных районах. В 1930 г. был создан первый букварь на хантыйском языке. Вскоре вышли буквари на родных языках ненцев, селькупов и манси.

В начале 1930-х гг. на Севере началась деятельность культбаз и красных чумов. Появились Сосьвинская, Тазовская, Ямальская, Казымская культбазы. Обычно они располагались в районах традиционных стоянок и на путях паломничества коренного населения к святым местам. Такой комплекс имел школу-интернат с учебными мастерскими, врачебно-медицинский пункт, включающий амбулаторию, больницу, аптеку, баню, ветеринарно-зоотехнический пункт, магазин, дом заезжих для кочевников, клуб с киноустановкой.

Красные чумы появились на Севере в 1930 г. Они представляли собой передвижные культурно-бытовые учреждения, в них работали учителя, фельдшеры, лекторы и киномеханики. Основной целью красных чумов была ликвидация безграмотности. Красные чумы имели собственные оленьи упряжки. Сотрудники учреждений обучали грамоте взрослое население, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением; организовывали читки газет, журналов, книг; демонстрировали кинофильмы. В 1933 г. количество учреждений культуры в Остяко-Вогульском национальном округе составило: 47 изб-читален, 6 библиотек, 5 домов туземца, 5 красных чумов и, кроме того, один клуб, одна культбаза, 3 Дома народов Севера и 73 красных уголка. В конце 1960-х произошло промышленное освоение нашего края и передвижные Красные чумы заменили стационарными медицинскими пунктами, клубами и библиотеками.

Библиотеки, избы-читальни

Годы революции и гражданской войны, а также первые годы жизни молодого советского государства не изобиловали фактами о деятельности библиотек. Только в ноябре 1929 г. увидело свет Постановление Ц К ВКП (б) «О избах-читальнях». Тогда началась повсеместная борьба с неграмотностью. Эта работа была возложена на школьных учителей. Часто подход к важному делу был чисто формальным: гражданин, выучивший буквы и складывающий из слогов слова, а также умеющий ставить свою подпись, уже считался грамотным.

Избу-читальню ни в коем случае нельзя приравнивать к деятельности библиотеки. Ее функциональные обязанности гораздо проще: обеспечить доступ умеющим читать к собранным без особой системы книгам и газетам, а для малограмотных людей устраивать громкие читки на актуальные темы.

Библиотека имеет свои задачи, она состоит из фондов литературы по разным отраслям знаний, собранным по системе, каталогов и картотек. Для библиотеки читатель нужен наиболее подготовленный, с разносторонними интересами. Если изба-читальня работала за счет общественников, то для работы в библиотеке необходим квалифицированный специалист.

Вопрос подготовки и обучения профессиональных кадров стал одним из важных. Кроме того, наступала пора уходить от громких читок к равноправному разговору-обсуждению содержания книги. Назревала необходимость передачи изб-читален и библиотек в ведомство отделам культуры райисполкомов. Эта передача была осуществлена в 1940 г. Начало Великой Отечественной войны замедлило процесс реорганизации библиотек. Повсеместно сохранялись старые формы работы.

В послевоенное время избы-читальни еще сохранялись в сельской местности. Их функции во многом были расширены, они стали приближены к клубным формам работы. Помимо книжной продукции досуг населения заполняли политические, драматические и музыкальные кружки. Выпускались стенные газеты и боевые листки на актуальные темы.

Ямальская культбаза

Ямальская культбаза обосновалась в поселке Яр-Сале. Ее коллективы пришлось обслуживать более 3,5 тыс. ненцев оленеводов, которые вели кочевой образ жизни на просторах тундры. Строительство базы началось в августе 1932 г. в районе Яр-Салинской фактории. Первым заведующим Ямальской культбазой был Б. И. Шмырёв, приступивший к исполнению обязанностей 19 августа 1932 г. Открытие культбазы произошло 7 ноября 1932 г. Она находилась в ведении Комитета Севера при Президиуме ВЦИК. В 1935 г. во главе базы стал М. М. Броднев. Перед первыми руководителями стояла непростая задача построить базу фактически с нуля. И они успешно с ней справились. За 5 лет в пустынной тундре вырос культурный и хозяйственный комплекс: строительная контора, рыбоучасток, электростанция, жилые дома, баня и прачечная, больница, магазин, столовая, ветеринарный пункт, школа-интернат, мастерские, дом ненца, кинопередвижка и радиоузел.

Успех дела решали кадры, способные работать в непростых условиях. Север жестоко экзаменовал людей на прочность, отторгая сомнительных временщиков. На Ямал приехал специалисты из Москвы, Ленинграда, Омска, Свердловска, Тобольска. Первые сотрудниками культбазы являлись П. П. Королёв (заведующий зоотехническим пунктом), Л. А. Луценко (заведующий ветеринарным пунктом), А. С. Картовченко (заведующий школой-интернатом), Т. Ф. Евсеева (учительница-воспитательница). Дом туземца (позднее Дом народов Севера) возглавлял В. С. Тохой, больницу — С. И. Бушмарин. В процессе общения с ненцами они стремились познать их родной язык, образ жизни и традиции, завоевать их доверие.

На базе работала первая в Ямальском районе лечебница с тремя отделениями: терапевтическим, хирургическим и родильным. Долгое время ненцы чурались медицинской помощи и обращались к шаманам. Распространялись слухи, что русские лекари только и умеют, как колоть и резать больных, забирать у них кровь, травить лекарствами. Главный врач больницы В. И. Константинов и его сотрудники потратили много времени, чтобы преодолеть ошибочные взгляды местных жителей, научить их гигиене, обеспечить профилактику заболеваний. Как сенсация был воспринят факт, что ненка Мария Худи, преступив древний обычай, родила ребенка в больнице.

Большие проблемы были и в интернате с обучением ненецких детей. Родители не хотели отпускать детей в школу, опасаясь за их будущее. Но постепенно число учеников стало расти. Если в первый год училось всего три человека, то во второй уже 35, в третий — 55.

Обновлению мировосприятия способствовало знакомство населения тундры с электричеством, радио и кино. Настоящей сенсацией для коренного населения стал показ фильмов «Броненосец „Потемкин“», «Чапаев», «Ленин в октябре».

Таким образом, начало деятельности Ямальской культбазы было отмечено потрясающими творческими успехами.

В 1939 г. Ямальская культбаза, как и многие другие, была ликвидирована.