Инородческая деревня

Коренное население Западной Сибири

До прихода русских на территории Западной Сибири уже проживали финно-угорские, самодийские и тюркские племена — предки современных ханты, манси, ненцев, селькупов и сибирских татар. В древних Новгородских летописях ханты и манси упоминаются под единым название «югра». Затем хантов стали именовать «остяки», а манси — «вогулы». Ненцы были известны под названием «самоеды», а селькупов именовали то «остяко-самоедами», то «вогуло-самоедами». До 1931 года народы Сибири сохраняли свои старые называния.

Территория проживания ханты включали бассейны рек Оби и Иртыша с их притоками. Южная группа ханты проживала севернее современного Тобольска. На западе ханты контактировали с манси, на севере — с ненцами. Южные ханты испытали сильное влияние сначала татарского, затем русского населения. В настоящий момент территория проживания ханты очень обширна — Свердовская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкие автономные округа.

В составе манси в старину было четыре группы (северная, западная, восточная и южная). Сейчас сохранились только две — северная и восточная. Северная группа манси проживает в бассейне реки Северной Сосьвы с притоком реки Ляпин, в верховьях рек Лозьвы и Пелыма; восточная группа — в бассейне реки Конды. Две других группы исчезли (не нужно понимать, что они были истреблены или погибли от голода и болезней). Например, южные манси проживали по Туре и Тавде (в районе современной Тюмени). Очень рано они вошли в контакт с тюркскими племенами (предками сибирских татар), в результате приняли их образ жизни и быта.
В глубоко древности предки ненцев расселились по территории Севера, пришли на Ямал, где уже проживало местное население (в ненецких предания — это сихиртя). В настоящее время представители этого народа проживают на огромной территории от Русского Севера до реки Енисей. По месту проживания ненцы делятся на лесных и тундровых. Родственный ненцам народ — селькупы (слово «селькуп» переводится как «лесной человек») живут более изолировано на территории Ямало-Ненецкого округа (Красноселькупский район ЯНАО), но небольшая их часть есть в Красноярском крае и Томской области.
Предки сибирских татар — тюркские племена пришли на территорию Западной Сибири больше тысячи лет назад. Местное угорское население было вытеснено на север, а часть его ассимилировано пришельцами. Постепенно сформировалась этническая общность — сибирские татары. На сегодня большинство их проживает на территории Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областей.

Коми-зыряне

Одними из самых значительных в категории «прочих» национальностей были коми-зыряне и коми-пермяки. «Ижемские» коми-зыряне (выходцы из с. Ижма Печорского уезда Архангельской губернии) появились на севере Тобольской губернии во второй половине XIX в. в результате миграции.
Если в 1881 г. абсолютная численность коми-зырян составляла 121 человек (0,01%), то в 1890 г. зыряне уже составляли треть жителей с. Обдорского (539 чел.) и ⅔ жителей с. Мужи (717). Кроме того, несколько зырянских семей осели в юртах Качегатских, Везенгортских в селении Хэ и на р. Надым. Зыряне восприняли образ жизни и быта русских. С 1881 по 1897 гг. их количество возросло с 121 до 2017 человек, то есть за 16 лет их численность увеличилась в 17 раз. На юг Тобольской губернии в указанный период шел приток коми (пермяков). По материалам переписи 1897 г., в Ялуторовском округе зырян зарегистрировано — 2504, в Тюкалинском — 1752 человека. Многие поселения зырян (деревни с таким названием как Зырянова, Зырянские) были отмечены в Туринском, Тюменском и Тобольском округах.

Сибирские татары

Тюркские народы с древнейших времен проживали по берегам рек Оби, Иртыша, Томи, Оми, Чулыма, Тобола и Туры. В железном веке на юге Сибири существовала саргатская культура. В 155 г. в Барабинскую степь впервые пришли гунны. Под натиском гуннов саргатская культура исчезла в начале IV в. н.э. Часть гуннов смешалась с местным угорским населением. В VI в. Сибирь вошла в орбиту влияния Тюркского каганата, в VIII в. — Уйгурского, в IX в. — Кыргызского.

В XIII в. лесостепь по Тоболу и Иртышу включена в состав Золотой Орды. Началось интенсивное заселение низовьев Тобола и таежного Прииртышья. Тюркоязычные группы сменили угорское население.

Предки сибирских татар жили по берегам рек и озер. Им принадлежали лучшие угодья и рыбные пески. Многие татарские населенные пункты ведут свою родословную еще с конца XIV в.
В сословном составе татарского населения в XIX в. выделялись ясачные, служилые татары и «оброчные чувальщики». Ясачные татары составляли основную массу татарского населения. Повинности их состояли в уплате государева ясака. Служилые татары, наряду с ясачными, являлись коренным населением Сибири. Еще одна группа населения сибирских татар носила название «оброчных чувальщиков». Это наименование получили татары — выходцы из Поволжья, из Казанской, Симбирской и Уфимской губерний. Особую группу среди сибирских татар составляли выходцы из Средней Азии — «бухарцы». Под этим названием следует понимать узбеков, таджиков, уйгуров и представителей некоторых других народов.

В статистических данных пореформенного периода приводились факты, что «татары составляют почти половину всех сибирских инородцев и обитают в средней полосе губернии, преимущественно в селах и небольшом числе в городах». Поселения сибирских татар носят названия юрты или аулы. Самым северным населенным пунктом, населенным татарами, считались юрты Есаульские, лежащие в 148 верстах севернее Тобольска.

Состав татарского населения не был однородным. В поселениях татар 72% составляли коренные сибирские татары, 11% - пришлые поволжские и приуральские татары и 17% - бухарцы (выходцы из Средней Азии).

Во второй половине XIX в. в Тобольской губернии относительная численность татар была стабильна и составляла более 4% населения.

По данным переписи 1897 г., в губернии численность татар составляла 56 957 чел., или 3,97% численности населения губернии. Бухарцы составляли 20% всех татар. Наибольшая их численность была отмечена в Таре (613 чел.), Тобольске (411) и Тюмени (299). В это время их национальные особенности претерпели значительную трансформацию. Длительное время, проживая с сибирскими татарами в одних селениях, бухарцы постепенно перенимали местные привычки. В начале ХХ в. численность татар и бухарцев заметно выросла. В 1904 г. в Тобольской губернии их отмечено 58 856 чел., в 1907 г. — 66 097, в 1913 г. — 96 932.

Управление инородцев

Специфика Западной Сибири позволяет уделить внимание такой категории населения как «инородцы». Данным термином обозначали представителей коренного населения — ханты, манси, ненцев и сибирских татар.

Основным законом на протяжении многих лет, принятым для инородцев, являлся «Устав об управлении инородцев Сибири», разделявший все «инородческие племена» на оседлых, кочевых и бродячих.
В основу административно-территориального устройства были положены административные роды, то есть локальные территориальные группы. Система управления включала два звена: родовое управление и инородческую управу. Первое учреждалось для каждого стойбища, улуса или рода, имевшего в своем составе не менее 15 семей. Инородческая управа, представляющая собой административно-хозяйственное, судебное и полицейское учреждение, создавалась для несколько родов, улусов или стойбищ. Согласно «Уставу» за каждым оседлым племенем (родом) закреплялись во владение земли, издавна занятые ими; земли бродячих (кочевых) аборигенов по племенам и родам не разделялись: им определялись лишь общие границы, отделявшие их владения от земель, принадлежащих оседлым и полуоседлым насельникам.

На рубеже XIX ‑ ХХ вв. на некоторые местности, где родовые отношения давно утратили силу, было распространено волостное правление по русскому образцу.

Ханты, манси и ненцы

Кроме сибирских татар к инородческому населению Западной Сибири относились остяки (ханты), вогулы (манси) и самоеды (ненцы). Официальная статистика не выделяла в отдельную этническую общность селькупов, причисляя их к остяко-самоедам. Основная масса северян обитала в Березовском, Сургутском и Тобольском округах Тобольской губернии. Кроме того, значительное количество инородцев проживало в Туринском округе в волостях: Кошукской, Больше Кондинской, Верхне-Табаринской и других.

В 1861 г. инородцы составляли 1/14 часть населения Тобольской губернии. Абсолютная численность этой категории была 74 978 чел. Из них 902 чел. (1,2%) проживали в городах, и 74 076 чел. (98,8%) — в округах. Наибольшее число инородцев было отмечено в Березовском (23 116 чел., или 30,84% численности) и Тобольском (20 890 чел., 27,86%) округах.

Общая численность коренного населения в 1897 г. составила 28 258 чел., в том числе ханты — 19 018, манси — 4790, ненцев — 4450. В Березовском округе было отмечено проживание 6207 ненцев и 11 095 ханты (51,8% от населения округа). В Сургутском уезде перепись учла 5552 ханты, в Тобольском — 2359 ханты и 1218 манси. В Туринском округе были учтены 3504 манси. С 1881 по 1897 гг. относительная численность инородцев в Тобольской губернии сократилась с 7,1 до 5,8% населения. Сокращение численности инородцев многие исследователи объясняли малой рождаемостью, отсутствием медицинской помощи и эпидемиями. Еще одним фактором явилось обрусение. При проведении переписи многие из инородцев указали себя русскими. Это в первую очередь относилось к обрусевшим манси Кошукской, Нижне- и Верхне-Табаринской волостей Туринского округа.

Сотрудник Тобольского губернского статистического комитета Л. Е. Луговский отмечал: «Если какой-нибудь самоед случайно попадает в условия цивилизованной жизни, например, его отдают в духовное училище или фельдшерскую школу, то он неизбежно порывает со своими родичами, становится русским священником или фельдшером…».

В последующие годы относительная численность инородцев продолжала снижаться. По данным Тобольского губернского статистического комитета, в 1913 г. ханты и манси составляли — 2,5%, ненцы — 0,2% населения губернии.