Сельское общество.
Социальная структура

Сельская и волостная община. Общинные порядки

Русские крестьяне принесли в Сибири общинные порядки. Сибирская сельская община по своим порядкам была близка к общине Русского Севера. По отношению к земле сибирские крестьяне находились в двойственном правовом положении: с одной стороны земля принадлежала государству, с другой — крестьянин свободно ей распоряжался (мог передать по наследству, сдать в аренду и т. д.). Это было связано с тем, что первые русские поселенцы землю захватывали самовольно. По этой же причине сибирская община не знало правильно чередующихся разделов (в случае рождения в крестьянской семье мальчика к уже имеющему участку добавлялся новый надел). Вопрос о переделе земли возникал, когда с ростом населения земли становилось мало. Первые упоминания о земельных переделах сибирской общины относятся к 1740-м гг. до середины девятнадцатого столетия такие случаи были редкостью, но со второй половины XIX в. в связи с политикой государства и ростом народонаселения становятся очень частыми.

Волостная и сельская община определяли порядок пользования общих угодий: выгонов, лугов, озер и лесов. В их обязанность также входила раскладка податей и натуральных повинностей. Общины часто заменяли крестьянам суд, полицию, богадельни и приюты (например, община брала на себя заботу по содержанию одиноких стариков и сирот). Крестьянский «мир» очень заботило воспитание подрастающего поколения, моральный облик молодежи, привитие им трудовых навыков. Его интересовали вопросы религии, церкви. Община старалась оградить себя от ссыльных, которые отбыв наказание в тюрьмах или на каторге прибывали на поселение в деревню, избавиться о лодырей и пьяниц. Кровнородственные и дружеские отношения крестьян, проживающих в общине, усиливался во время престольных «съезжих» праздников.

Нужно сказать, что столыпинская реформа мало повредила сибирской общине, не изменила общинного землевладения, но переселенческой политикой обострила социальные противоречия в сибирской деревне. Пережитки общинного землевладения можно встретить в сибирской деревне до сих пор (например, в названиях территории: «покосы Низовских», «Кирилловский пай»). Частично сохранились и воспоминания о престольных праздниках.

Волостное правление

Волостное правление — коллегиальный орган из выборных должностных лиц, управляющий волостью, административной единицей крестьянского самоуправления в Российской империи.

Волостное правление состояло из волостного старшины, его помощников (например, писарей), сельских старост. Волостное правление решало очень ограниченный круг вопросов: финансовые вопросы (доходы и расходы), принятие на работу и увольнение наемных волостных должностных лиц, продажа имущества крестьян по судебным искам. Волостное правление выполняло и некоторые нотариальные функции, являясь участником сделок между крестьянами. Писарь вел книгу договоров, где обязан был фиксировать заключенные акты.

В полном составе волостное правление собиралось редко, например, если сельский староста не мог присутствовать на собрании, то вместо него от крестьянства присылался заменяющий его представитель. Реальная власть в волости принадлежала волостному старшине и его помощникам.

Волостной старшина

Волостной старшина руководил волостным правлением (у казаков эта должность называлась станичный атаман). В его подчинении находились помощники и сельские старосты. Он заведовал имуществом волостного правления и мирскими волостными деньгами.

Волостной старшина избирался волостным сходом на срок не более трех лет. Кандидат на должность волостного старшины обязан быть самостоятельным домохозяином, быть старше 25 лет, не состоять под судом или следствием. Право избираться лишались лица, в прошлом подвергнувшиеся телесному наказанию и лица «заведомо развратного поведения».
Волостной старшина подчинялся уездному начальству. Именно оно утверждало нового кандидата в должности.

В обязанности волостного старшины сходило объяснять крестьянам распоряжения правительства, выдавать крестьянам вид на жительство, охранять общественный порядок, задерживать бродяг и беглых, следить за несением крестьянами повинностей по ремонту мостов, дорог и гатей и прочее. Волостной старшина обязан был следить за исполнением решений волостного суда. Проще говоря, обязанности волостных старшин были одинаковы везде, где проживали крестьяне.

Волостной суд

Волостной суд — внутренний суд волости, состоящий из непрофессиональных выборных судий.

Волостной суд состоял из четырех судей, которые выбирались сельскими обществами на три года. Волостным судьей мог стать самостоятельный хозяин, не моложе 35 лет, не состоящий под судом или следствием, не занимающийся виноторговлей и не исполняющий прочие должности в волости. От должности волостного судьи крестьянин мог отказаться, если был старше 60 лет и страдал телесными недугами, а также если отслужил один срок по выборам.
Волостной суд собирался не менее двух раз в месяц. Один из четырех судий являлся на процессе председателем. Судопроизводство проходило в упрощенной форме, протокола заседания не велось, так как многие волостные судьи были неграмотными. Однако решение суда оформлялось письменно.

Волостной суд разрешал споры между крестьянами об имуществе (на сумму до 300 рублей), дела о наследовании имущества (на сумму до 500 рублей).
В волостном суде рассматривались административные правонарушения и мелкие уголовные дела (их называли «наказания, налагаемые мировыми судьями»). Сюда входили ссоры, драки, распространение ложных слухов, нарушение общественного порядка, появление в общественном месте в состояния явного опьянения, устройство запрещенных азартных игр, несоблюдение правил обращения с огнем и т. д.

Волостной суд мог подвергнуть крестьянина аресту за простые правонарушения на срок не более 15 дней, за кражу, пьянство, мошенничество — до 30 дней или штрафу на сумму не более 30 рублей. Те, кто не мог заплатить штраф, мог добровольно отсидеть арест, из расчета 2 рубля за один день.

До 1903 г. волостной суд также мог назначить наказание не свыше 20 ударов розгами для крестьян мужского пола, возрастом до 60 лет, здоровых, не имеющих образования, не служивших в армии. Но такие приговоры обязательно должны были быть утверждены уездным начальством.

Деятельность волостных судов вызывала нарекания, потому что часто они действовали по местным обычаям, а не по действующему праву. Судьи брали от крестьян подарки, небольшие денежные суммы, решали дела в пользу своих родственников.

Волостной сход

Волостной сход — учреждение общественного гражданского самоуправление в Российской империи.

Институт волостного схода был учрежден «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. Волостные сходы были одинаковы везде, где проживали крестьяне в независимости от того были в данной местности земские учреждение или нет. У казаков волостному сходу соответствовал станичный сбор.

Волостной сход состоял из должностных лиц и выборных представителей от крестьян. Должностными лицами на волостном сходе являлись волостной старшина, помощники волостного старшины, судья волостного суда и сельский староста. В добровольном порядке волостной сход мог избирать заседателя волостного правления и сборщика подателей. Крестьяне выдвигали на сход одного представителя от десяти дворов. Если в деревне было меньше десяти дворов, то одного человека от каждого двора.

Волостной сход обязан был собираться два раза в месяц. Председательствовал на сходе волостной старшина.

На волостном сходе решались следующие вопросы: выборы волостных должностных лиц, выборы гласных в уездные земские собрания, назначение и распределение волостных мирских сборов и повинностей, хозяйственные вопросы, назначение опеки над сиротами и т. д.
Сход мог вынести решение, если на нем присутствовали только волостной старшина и две трети крестьян. Решения схода подлежали проверке уездного начальства на предмет законности. Все решения относительно размера и порядка учета мирских сборов подлежали утверждению уездным съездом в обязательном порядке. На решения схода можно было подавать жалобы уездному съезду.
Волостные сходы просуществовали до 1917 г.

Волость

Волость — небольшая административно-территориальная единица в России.

В XIII—XVI вв. волость отдавалась волостителю на «кормление», а население в его пользу облагалось податями и поборами. Должностными лицами в волостях являлись старосты, сотские и десятские. С середины XVI в. правительство приступило к отмене системы «кормления».

В начале XVIII в. произошло основное формирование волостей. По реформе Петра I в 1708 г. территория России была разделена на губернии. При Екатерине II количество губерний увеличилось. При Павле I для управления государственными крестьянами были введены казенные волости. Таким образом, было закреплено деление губерния-уезд-волость. Губернии состояли из уездов, а уезды из волостей. Делами в волости ведало волостное правление, которое состояло волостного старшины, сельских старост и других выборных должностных лиц.
В ходе реформы Киселева (1837−1841 гг.) казенные волости были разделены на сельские общества. Крестьянские проблемы решал волостной сход, который возглавлял волостной старшина. Волостной старшина избирался на три года, утверждался мировым посредником, затем уездным начальством. Обладал административно-полицейской властью.

В 1861 г. волость стала единицей сословного территориального управления. Кроме того, правительство постановило, что при организации новых волостей обращать внимание на уже существующее деление на церковные приходы.

В 1920-х гг. волости были упразднены во время процесса районирования.

Правовое положение крестьян

Во второй половине XIX в. в правовом положении крестьянства происходят значительные изменения.

На основании положения 1861 г. и закона от 21 ноября 1879 г. были образованы сельские общества, общественные (мирские) и волостные правления. Дела крестьян рассматривались представителями волостных органов власти, контроль за деятельностью которых был возложен на мировых посредников, земских заседателей и Особые Присутствия по крестьянским делам. Заведование хлебными запасами и мирскими капиталами возлагалось на полицию и Казенную Палату.

1 марта 1883 г. высочайше утверждено Мнение Государственного Совета об учреждениях по крестьянским делам. По нему надзор над общественным управлением сельских обывателей Тобольской губернии и рассмотрение крестьянских жалоб возлагалось на чиновников по крестьянским делам и окружные присутствия.

Преобразования крестьянского управления не внесло коренных изменений в административные порядки и не устранили многочисленные злоупотребления чиновников и крестьянских должностных лиц. В 1890-х гг. административно-полицейский контроль над крестьянами еще более усилился. В 1898 г. в Тобольской губернии учреждены должности крестьянских начальников.

Кулаки, середняки, бедняки

Кулаки — принятое в российской и советской литературе название слоя зажиточных крестьян. Первоначально термин «кулаки» возник в крестьянской среде и обозначал крестьян, которые занимались куплей-продажей, спекуляцией и ростовщичеством. В. И. Даль в своем словаре сообщал, что кулак — это скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; бойкий и ловкий человек; перекупщик, переторговец, маклак, прасол, сводник, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчотом, обмером.

Во второй половине XIX в. богатыми считали крестьянские хозяйства, которые имели свыше 20 десятин пашни. Глеб Успенский во время путешествия по Сибири отмечал, что здесь «нет барского дома, но есть крестьянин, живущий на таком просторе, расплодивший там огромные стада, настроивший огромные просторные деревни…». Крестьяне южных уездов Тобольской губернии даже занимались торговлей хлебом.

В конце века в самых богатых крестьянских хозяйствах засевалось до 100 десятин земли, ставилось за сезон больше тысячи копен сена, имелось больше 50 лошадей, до 40 коров и до 100 голов мелкого скота. Например, в хозяйстве братьев Красноусовых в д. Костылевой Тюкалинского уезда было 2 мельницы, 300 голов скота, обрабатывалось до 100 десятин пашни. Кроме того, эти хозяева скупали хлеб по 17−20 коп. за пуд и продавали на рынке по 70 коп. за пуд.

В начале ХХ в. общая численность крупных хозяйств в Западной Сибири составляла 1,5−2%. Основными занятиями таких хозяйств были земледелие, скотоводство, мукомольное, мыловаренное дело, изготовление кирпичей, торговля. Часто богатые крестьяне занимались извозом, содержанием постоялых дворов.

Деревенская беднота — самые бедные крестьяне, часто батраки. Батрак — наемный рабочий в сельском хозяйстве.

Около четверти крестьян являлись бедняками. Если в Европейской России бедное хозяйство имело 1 хорошую лошадь или пару рабочих волов, то в Сибири бедными считали крестьянина, имеющего от 2 до 4 лошадей. По данным Тобольского Губернского статистического комитета, в 1890 г. к бедным причисляли крестьян, которые имели в хозяйстве 2 лошади, 1 корову, 2 головы молодняка, 3 овцы и 2 десятины пашни (для Европейской части страны такие хозяйства были середняцкими).

Большинство крестьян составляли крестьяне среднего достатка, то есть середняки.

Середняки — крестьяне, которые занимали среднее экономическое положение между кулаками и бедняками. По мнению В. И. Ленина, середняк — это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живёт чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живёт собственным трудом.

Во второй половине XIX в. к середнякам относили крестьян, у которых в хозяйстве было от 4 до 6 лошадей и от 5 до 10 десятин земли.

Известный исследователь Сибири Б. Городков в начале ХХ в. определяли уровень жизни большинства середняков, как «людей сравнительно зажиточных». В Тобольской губернии удельный вес середняков в конце XIX в. составлял 55−60%. Самое отсталое середняцкое хозяйство имело 5−10 десятин земли, 4−6 рабочих лошади, 4−6 голов дойных коров, 15−20 голов овец. Максимальные параметры для этой группы хозяйств составляли: 10−15 десятин земли, 10−15 рабочих лошадей, 25−30 дойных коров, 40−50 овец.

Сельское общество

Низшей общественно-административной единицей в дореволюционной России являлось сельское общество, которое состояло из одного или нескольких селений, крестьяне которых пользовались совместными угодьями. Сельское общество могло избирать или назначать сборщиков податей, смотрителей сельских училищ, больниц и т. п.

Распорядительным органом сельского общества являлся сельский сход. Он состоял из крестьян-домовладельцев и выборных должностных лиц. Возглавлял его сельский староста. Сельский сход и староста должны были выполнять распоряжения уездного исправника, мирового посредника, земского начальника.

Уезд

Уезд — административно-территориальная единица, известная на Руси с XIII в.

Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально уездами управляли княжеские наместники, а с начала XVII в. — воеводы.
С начала XVIIIв. уезды стали частью губернии. С 1755 г. уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей, с число жителей в 20−30 тыс. человек. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял уездный исправник — начальник уездной полиции.

В документах XIX в. термин «уезд» часто заменялся термином «округ» и наоборот. Так, в составе Тобольской губернии с 1876 г. находилось 10 городов с округами: Тобольск, Березов, Ишим, Курган, Сургут, Тара, Туринск, Тюкалинск, Тюмень и Ялуторовск.
Тобольский уезд — один из самых больших по площади (108 296 кв. верст) в начале ХХ в. включал в себя территорию современных Тобольского, Вагайского, Демьянского, Уватского, Ярковского районов, часть Тюменского района и Ханты-Мансийского автономного округа. В 1869 г. в Тобольском округе находилось 684 селений, из них 36 сел, 408 деревень, 2 слободы, 42 выселка, 194 татарских и остяцких юрт, 1 заимка и 1 хутор. В начале ХХ в. уезд включал 31 волость, среди которых русскими, остяцкими и вогульскими были 22, татарскими — 9. В 1912 г. население состояло из 117 218 человек. На территории уезда существовало 350 торговых лавок, 251 кузница, 125 водяных мельниц, 92 ветряных мельницы, 65 магазинов, 24 винных лавки. Вероисповедальный состав населения представляли православные, мусульмане, католики, протестанты, иудаисты и язычники, однако большинство населения исповедовало православие и ислам. В Тобольском уезде находилось 64 церкви, 81 часовня и 85 мечетей.

В 1920-х годах в СССР уезды были упразднены в связи с проведением районирования на основе нового административно-территориального деления.