Охрана правопорядка

Полицейский надзор на селе

Сохранение общественного порядка и благочиния в деревне составляла главную обязанность сотского или сотского старосты. По сути сотский являлся низким полицейским чином на селе. Сотского старосту крестьяне избирали ежегодно по одному на 100−200 дворов. Обязанность эта была почетной, правда, хлопотной и бесплатной. Иногда крестьянские общины нанимали сотских из отставных чинов. Отплата услуг шла за счет купцов и крупных землевладельцев. В конце девятнадцатого столетия оплата эта составляла в среднем 37 руб. в год.

Сотский староста был обязан также следить за чистотой воды в реках и озерах, порядком в торговле, осуществлять меры против пожара. О всех происшествиях сотский обязан был доносить начальству. Подчинялся он непосредственно становому приставу, исполнял распоряжение земского суда и указания капитан-исправника. С 1878 г. сотские стали подчиняться полицейскому уряднику, а с 1903 г. стали заменяться вольнонаёмными уездными полицейскими стражниками. К 1906 г. в большинстве губерний Российской империи должность была упразднена. 

Сельский участковый

Работа сельского участкового — самая сложная работа в органах внутренних дел, потому как приходится работать с людьми, а работа с людьми не может быть легкой. Часто в деревне, кроме участкового люди больше никого не знают. В обязанности сельского участкового входят: охрана правопорядка, проверка подростков, состоящих на учете, и граждан под административным надзором, владельцев оружия. Участковый может расследовать уголовные дела, помогать следственно-оперативной группе и работать до ее приезда.

Рабочий день у участкового начинается в 10:00 — с общей планерки. До нее нужно многое успеть сделать: пройти медосмотр и механика, забрать служебный транспорт в автохозяйстве и заполнить путевой лист. На совещании ставят задачи на день, рассказывают о последних происшествиях, обсуждают служебные вопросы.

Местные жители приходят к участковому с различными вопросами: из-за бытовых конфликтов, а иногда и просто за советом. При этом доверие местных еще нужно заслужить. Новый участковый начинает свою работу с того, что знакомится со всеми жителями на своей территории.

При этом даже в маленькой деревне море информации, и не утонуть в нем непросто. До участкового доходят все слухи, гуляющие по поселку. Некоторые селяне приходят пожаловаться друг на друга, кто-то просто хочет пообщаться.


Паспорта. Паспортный контроль

В допетровское время у российских мелких ремесленников, крестьян и прочего рабочего люду не было средств и надобности выезжать за пределы России, а для дворян никаких особых документов не требовалось. Привилегией передвигаться по всей стране без паспорта и жить в любом ее населенном пункте без документов наделялись следующие категории: титулованная знать, поместное дворянство, служилое дворянство, офицеры армии и флота, чиновники государственных учреждений независимо от происхождения, духовенство — за исключением странствующих монахов, профессура университетов и учителя гимназий и других городских училищ, врачи, почетные и потомственные граждане в городах, купцы 1-й и 2-й гильдии.

В 1724 г. был издан ряд указов, вводящих для значительной части населения внутри страны, разного рода документы, идентичные, по современным понятиям, паспортам. Такие «паспорта» выдавались только специалистам ‑ мастерам, знания и опыт которых мог быть использован в строительстве. С 1724 г. крестьянин, отправляющийся на заработки, обязан был иметь при себе «пропускное» или «прокормежное» письмо с описанием внешних примет. В 1803 г. их заменили «адресные билеты». Выдачей этих удостоверений личности занимались специальные «Конторы адресов» при полицейских участках. В 1837 г. Контора адресов была заменена Адресной экспедицией, которая теперь регистрировала еще и всех иностранцев. Постепенно выдача паспортов (пропусков) стала обязанностью полицейских органов. Паспорт обязательно нужно было зарегистрировать в полиции. Со временем роль различных документов, идентичных паспорту в России, изменилась. Они превращаются в документы, разрешающие тому или иному лицу отлучку из постоянного места жительства. По существу, этими документами, разрешалась миграция населения на всей территории России, и они приобретали статус паспорта.

Уездная полиция

Главой уездной (окружной) полиции являлся исправник, который назначался губернатором с утверждением Министерства внутренних дел. Исправник был наделен широкими полномочиями, далеко выходящими за пределы общественной безопасности, защиты жизни, здоровья и имущества граждан. Окружной исправник заведовал полицейскими служащими, решал кадровые вопросы. В его воле было назначение на службу, перемещение, награждение и наказание, увольнение. Исправник следил за выполнением приказов, положений, циркуляров и инструкций. Выполнял следственно-разыскные функции, в том числе сыск и дознание, наблюдение и агентурная сеть, надзор за ссыльными.

Во второй половине XIX в. была введена должность помощника (заместителя) окружного исправника. Помощник назначался и увольнялся со службы в том же порядке, что и глава окружной полиции. В обязанности помощника входило делопроизводство, а также он заменял исправника в случае его отсутствия по болезни, отпуска или ухода на пенсию.

Окружному исправнику подчинялись становые приставы. Несколько волостей объединяли в станы.

9 июня 1878 г. была введена должность полицейских урядников — самая низшая должность окружной полиции. Полицейские урядники подчинялись становым приставам. Они обязаны были находится на участниках, к которым прикреплялись. В обязанность полицейских урядников входило следить за общественным порядком. Урядники обязаны следить выполнением призыва на военную службу. Кроме того, на полицейского урядника накладывались особые обязательства. Например, по Уставу лесному не допускать самовольной порубки и кражи леса. По Уставу питейному следить за правилами торговли вином.