Известные крестьянские фамилии

Фамилия

Слово «фамилия» означает: семья или семейное имя. Истоки происхождения русских фамилий нужно искать в старой, допетровской Руси. Раньше как таковых фамилий не было — у человека было имя, данное ему при крещении. Обязательно к имени полагалось имя отца (отчество) — нельзя было быть «просто Иваном» (так представлялись незаконнорожденные, кто отца не знал), при знакомстве нужно было сказать: «Иван сын Петров» (так представлялись простолюдины) или «Иван Иванович» (знать). Кроме христианского имени обычными были различные прозвища: Первак (первый ребенок в семье), Смирный, Третьяк (третий ребенок в семье), Бес, Некрас (некрасивый), Сувор (суровый), Заяц, Волк, Козел, Паук и т. д. Даже у священников были такие прозвища. Иногда человек назывался чужим именем, чтоб не сглазили. Случалось, человека все знали как Дмитрия. После смерти выяснилось, что он не Дмитрий, а Федор.

Еще три столетия назад человек мог быть указан в документах, где значились: крестильное имя; имя, прозвище или профессия отца; собственное прозвище; место рождения; национальность; профессия или должность. Так образовывалось большинство русских фамилий.
Первые русские поселенцы в Сибири записаны под именем и прозвищем, например, Иван Дурыня, Истома Бес, Лева Редикорец. Прозвища дали основу фамилиям. Кроме того, сибирские фамилии образовывались от слов из языка коренного населения: ханты и манси, сибирских татар. Крестьяне, проживая родовыми гнездами, часто имели одну фамилию на всю деревню: Мамеевы, Куимовы, Созоновы и прочее. Переезжая в города (на время или постоянное жительство) крестьяне «приносили» фамилии с собой, и сейчас, общаясь с жителем города можно понять откуда приехали его предки.

В советское время работники ЗАГСов внимательно следили, чтобы у человека были записаны в документах фамилия, имя и отчество, при этом фамилия всегда шла первой. И в настоящее время фамилии имеют для людей огромную важность.

Зотины

Перепись крестьян Рафайловского Троицкогомонастыря 1719 года в деревне на речке Духовке:
Бобыль Зотин Максимов сын, 60 лет (1659 г. р., 1663 г. р.); сын Еремей, 33 года (1686 г. р., 1690 г. р., 1694?); дети Еремея — Фёдор, 3 года (1720 г. р.), Савва, 2 года (1721 г. р.), Егор, 1 год (1722 г. р.). Живут на подворье крестьянина Аверкия Емельянова сына.

До 1764 года — монастырские крестьяне Рафайлова монастыря, после — государственные крестьяне.

Прародитель — Зотин Максимов сын (1659 — не ранее 1719).
I поколение.
1.) Еремей (1686 — не ранее 1737).
II поколение.
1.) Фёдор Еремеевич (1716 — ранее 1795).
2.) Савва Еремеевич (1717 — 1784).
3.) Егор Еремеевич (1718 — не ранее 1719).
4.) Иван Еремеевич (1728 — 1794).
5.) Василий Еремеевич (1732 — не ранее 1795).
6.) Прохор Еремеевич (1737 — не ранее 1795).
7.) Тимофей Еремеевич (1730-е — ранее 1795).
III поколение.
1.1. Пётр Фёдорович (1743 — не ранее 1795).
2.1. Иван Саввич (1744 — 1784).
2.2. Андрей Саввич (1750-е — взят в плен до 1795).
4.1. Фёдор Иванович (1749 — не ранее 1795).
5.1. Нифонт Васильевич (1757 — не ранее 1795).
5.2. Ефим Васильевич (1764 — не ранее 1795).
5.3. Иван Васильевич (1770 — 1784).
5.4. Варвара Васильевна (1763 — выдана до 1795).
6.1. Гордей Прохорович (1758 — не ранее 1795).
6.2. Севастьян Прохорович (1764 — не ранее 1795).
6.3. Игнатий Прохорович (1767 — не ранее 1795).
7.1. Андрей Тимофеевич (1765 — не ранее 1795).
7.2. Никита Тимофеевич (1769 — не ранее 1795).
7.3. Неонила Тимофеевна (1763 — выдана до 1795).
IV поколение.
1.1.1. Варлаам Петрович (1763 — не ранее 1795).
1.1.2. Тимофей Петрович (1766 — не ранее 1795).
1.1.3. Федот Петрович (1769 — не ранее 1795).
1.1.4. Евдоким Петрович (1772 — не ранее 1795).
1.1.5. Устинья Петровна (1764 — 1792).
2.1.1. Прасковья Ивановна (1773 — не ранее 1795).
2.1.2. Авдотья Ивановна (1775 — выдана до 1795).
2.1.3. Анастасия Ивановна (1782 — не ранее 1795).
2.2.1. Савелий Андреевич (1772 — не ранее 1795).
2.2.2. Мария Андреевна (1771 — выдана до 1795).
5.1.1. Матвей Нифонтович (1782 — не ранее 1795).
5.1.2. Февронья Нифонотовна (1778 — не ранее 1795).
5.1.3. Матрёна Нифонтовна (1779 — не ранее 1795).
5.1.4. Алексей Нифонтович (1784 — не ранее 1795).
5.1.5. Софья Нифонтовна (1791 — не ранее 1795).
5.2.1. Анна Ефимовна (1788 — не ранее 1795).
6.2.1. Евдоким Севастьянович (1782 — не ранее 1795).
6.2.2. Агафья Севастьяновна (1779 — не ранее 1795).
6.2.3. Зотей Севастьянович (1791 — не ранее 1795).
6.2.4. Мирон Севастьянович (1793 — не ранее 1795).
6.3.1. Анна Игнатьевна (1791 — не ранее 1795).
7.1.1. Степанида Андреевна (1791 — не ранее 1795).
7.2.1. Семён Никитич (1790 — не ранее 1795).
7.2.2. Григорий Никитич (1793 — не ранее 1795).

К концу 20 века свыше 200 персоналий Зотиных — потомков Зотина Максимова сына.

Колмаковы

На сибирские земли Колмаковы пришли из уральских старообрядческих скитов под городом Невьянском. Поселились они первоначально в деревне Шестакова, что недалеко от современного города Заводоуковска. В 1844 году Колмаковы купили у дочери покойного генерал-лейтенанта Семена Лукьяновича Богданова «… 53 десятины 154 сажени земли» и построили на ней заимку. Заимка, построенная Василием Корнильевичем, служила домом для многих поколений Колмаковых.

Самой заметной и колоритной фигурой этой династии считается Василий Васильевич Колмаков. Ходил он в длинном черном кафтане (как это принято у старообрядцев). А был он не просто старообрядцем, а считался столпом местного старообрядческого общества.

Работать на его заимке местные крестьяне считали за счастье, так как работнику полагалась квартира и подъемные на хозяйство, и приобретение коровы. При этом Василий Васильевич не требовал никаких расписок, но было одно условие — фхочешь работать, переходи в раскол. Надо сказать, что его отцу Василию Корнильевичу раскольническая вера совсем не помешала нажить свое состояние путем «…опутывания своих земляков поборами, долгами и отработками …».

Колмаковы занимались мучным и кожевенным производством, мыловарением, маслотоплением, пряничным делом.

Отделение фирмы были в Ирбите, Таре, Тобольске, Омске и т. д. Главная же контора находилась в Тюмени. На первом этаже дома располагались магазины купца Петра Колокольникова. Колмаковы и склад свой отдали ему же. Торгово-товарищеские связи следовало укреплять. Свой магазин у Колмаковых был рядом с домом.

Кирьяк Колмаков, старший брат, был не только бизнесменом, но и, отучившись в Москве, стал ученым агрономом и директором-распорядителем товарищества «Братья Колмаковы». Построил мельницу на родовой заимке, на реке Ук. Это было крупное для того времени механизированное производство.

Его брат Авксентий тоже принимал активное участие в этом проекте, а еще в строительства народного элеватора. Кирьяк Степанович после революции умер в Омске, а судьба Авксентия трагична. Он был найден зарубленным топором в дверном проеме дома-флигеля. Квартира, где он жил разграблена. Случилось это в 1918 году. Купеческий сын вел довольно распутный образ жизни, поэтому история так и осталась не раскрытой. Известно, что по молодости он обесчестил девушку из старообрядческого рода Лошкаревых, обещав на ней жениться, а потом бросил.

Ненецкие фамилии

История ненецких родов на Ямале началась примерно 300 лет тому назад. Первые достоверные сведения по родовому составу ненцев содержатся в «Книге обдорской самоеди» 1695 г. Первоначально ненецкий род на Ямале представляли Вануйто, затем к ним присоединились Яптик, Яр и другие. В 30-х гг. XX в. на Ямале зафиксированы малые роды, давшие начало современным фамилиям: Ламдо, Неркаги, Няруй, Салиндер, Худи, Тусида, Тибичи, Яптик, Яр, Ядне и др. и в качестве единичных случаев Пяк, Серасхов. В Пуровском районе вдоль реки Пур ненецкие стойбища располагаются в таёжной зоне, на этой территории, южнее Тарко — Сале, издавна обитает род лесных ненцев — Пяк. Места ниже по течению реки Пур облюбовал род Айваседо.

В селе Самбург и близлежащей тундровой зоне присутствуют почти все вышеперечисленные родовые фамилии, но первоначально на этой территории появились роды Сегой и Няч. Они считаются родоначальниками Самбурга как населённого пункта. Постепенно к ним подтянулись Адер со стороны Красноярской области, Вануйто — из гыданской тундры, Ядне, Яптик — из Ямальского полуострова, Пяк — со стороны нынешнего посёлка Уренгой.

Ниже приведены некоторые ненецкие фамилии.
Адер ‑ житель острова
Айваседо — без главы (главаря)
Вануйто — коряга
Вора — щетки на оленьих лапах
Ламбай ‑ кривые рога
Ламдо — низкий
Лодоседа — в переводе означает «без плеч»
Ненянг — комар
Неркаги — ерник (тундровая берёза)
Нокатэтто — многооленный
Няруй — лысый
Няч — друг
Пяк — палка
Салиндер — житель
Сегой — поющая гора
Сэротэтто — белооленный
Тёр — крик
Тибичи — старый
Тогой — ткань
Тэсида (Тэсидо) ‑ без оленей (обездоленный)
Харючи — кривой
Хоратэтто — самцовооленный
Худи — птица
Хэно (Хэну) — нарта
Ядне — пеший
Яптик — остриё
Яптунай — гусиная лапа
Яр ‑ плачущий.

Мансийские фамилии

Мансийские фамилии

До крещения у манси не было личных имен и фамилий. В маленьких селениях все знали друг друга и обращались к соседям по степени родства или по возрасту. При общении использовались слова «товарищ» (тэхам), «человек», «мужчина» (хом, хам, хум), «подруга» (тынэ), «муж» (ойк), «жена» (эква), «друг» (юрта) и т. д. Кроме того, у жителей были прозвища, от которых в дальнейшем образовались фамилии, например, Овесов — овылсов («первая звезда»), Ромбадеев — рампаньти («спешащий»).

Потому как у манси не было личных имен, то при крещении каждому давали не только фамилию, но имя. Все личные имена манси происходят от адаптированных христианских имен (Окуп — Агафья, Татья — Татьяна, Юван — Иван, Ёхыр — Егор и т. д.). Тем, у кого не было прозвища священники или сборщики ясака давали русские фамилии, например, Качанов. Многие фамилии образовывались от соединения двух слов: Каслипаев — от касли («ноготь»), пае («большой палец»); Анемхуров — от анем/анен («украшения имеющий»), хурп («похожий»); Воюптин — от воюп («берущий»), тин/тын («плата»); Сайнахов (Сойнахов) — от сои/сови («кривой»), нах/нак («сустав»); Таратов — от тара («корень»), тов («ветка»).
Русские фамилии мансийского происхождения

Алпин — от алпин ("добычливый").
Алмин — от алмин ("многоподъемный").
Анямов — от анян/аням ("красивый", "нарядный").
Гындыбин — от кантипин ("сердитый", "злой").
Волкуп — от волкуп ("стройный").
Елин — от елын ("постоянно ходящий").
Каулев — от куали ("гологоловый").
Кимлобазов — от ким/тим ("ток"), лопас ("полоса").
Кузин — от кусин ("дары берущий").
Кукин — от кукин/кукан ("много рыбы имеющий"), кука ("рыба").
Купчин — от кувщин ("меховую одежду имеющий").
Лаплах — от лаплах ("обманчивый", "лживый").
Лелятов — от лелят ("малорослый").
Лонщаков (Лонщаков, Ланщаков) — от ланьщаки ("плохо подпоясанный").
Лясманов (Лышманов) — "защелкивающий".
Меров (Неров) — от меруп/нэруп ("бордовый").
Награчев — от награщ ("тупым ножом пользующийся").
Нигылев — от ниг ("лыко").
Номин — от номин/намин ("именитый").
Оманов — от оман ("мать имеющий").
Остеров — от остерп/остэрп ("поверхностный", "нескрытный").
Пакин — от пакин/паквин ("шишкастый", "шишки имеющий").
Пагин — от пакин ("далекий от берега").
Паланзеев — от паланьсь ("полоумный").
Самбинталов — от сампилтал ("слепой").
Солянов — от сулян ("бренчащий украшениями").
Тасманов — от тасман ("запасливый").
Хапхалиев — от хап ("лодка"), хали ("быстроходный").
Хозымов (Хазымов) — от хысам/хасын ("умелый").
Хотанов — от хотан ("очень белый", "лебедь").
Шесталов — от сесталп ("невеселый", "грустный").
Шешкин — от сескин ("веселый", "радостный").
Щетов (Чотов) — от сетап/сэтап ("нитка").

Сибирские фамилии

Сибирские фамилии

Известно, что сибирские фамилии отличаются от российских по своему происхождению. Большую группу сибирских фамилий составляют те, что образованы от прозвищ казачьих атаманов-первопроходцев, которые участвовали в освоении Сибири. Служилые люди, хотя и не были им родственниками, но желали навсегда связать с ними свой род. От Ермака Тимофеевича пошли Ермаковы, от Ивана Кольцо – Кольцовы, от Никиты Пана – Пановы.

От сибирского казачества появились фамилии, за основу которых взяты воинские должности, виды оружия и прочие понятия. Например, фамилия Одинцов происходит от прозвища «одинец» – единственный ребенок в семье. Их не ставили в первые ряды, чтобы сберечь продолжателя рода. Новик – новобранец в казачьей семье. Не требуют разъяснения фамилии Атаманов, Сотников, Есаулов, Головин. Предки Стрельцовых, Пушкаревых, Бронниковых несли службу стрельцами, пушкарями или воинами, в ратных доспехах, а Толмачевых были переводчиками – толмачами. Многие сибирские фамилии отсылаю нас к главному богатству казака – верному коню: Жеребцовы, Кобылины, Оглоблины.

Первые русские поселенцы часто брали в качестве отличительного имени географические названия места рождения. В XVII в. эти прозвища превратились в фамилии. Например, Устюгов – уроженец Великого Устюга, Брянцев – выходец из Брянска. Говорящие фамилии времени освоения Сибири: Новгородов, Вяткин, Каргопольцев, Мезенцев, Пинегин, Костромин, Москвин, Пермяков, Усольцев, Литвинов. В Сибирь отправляли и пленных иностранных солдат, от которых пошли фамилии Шведов, Немцов, Французов.

Крестьяне-переселенцы, осваивающие новые земли часто получали фамилии Новопашин, Новоселов, Новожилов. Первые поселенцы брали себе жен у местного населения. От названий народов Сибири происходят фамилии Остяков, Зырянов, Тунгусов, Иноземцев. Сами же представители коренного населения, присягнув на верность царю, получали русские фамилии. Среди принявших православие часто встречалась фамилия Новокрещенных или просто Новокшенов. Многие новокрещенные татары в XVII в. получили фамилии Сухарев, Прохоров, Андреев.
Особую группу сибирских фамилий составляю те, что произошли от татарских имен и прозвищ. К таким относятся Мингалев (мин гали – «я учу», «я учитель»), Терлеев (терлэ – «вонючий»), Тлянчутьев (тлянцы – «нищий»).

Множество сибирских фамилий образовано от христианских имен: Архипов, Васильев, Григорьев, Денисов, Корнилов, Петров, Иванов, Ефремов, Осипов и т.д. От занятий населения появились фамилии Дегтярев, Плотников, Кузнецов, Санников, Мельников, Сапожников, Овчинников, Шубин, Коробейников, Винокуров, Рукавишников и другие.

Андрей Иванович Текутьев

Родился Андрей Иванович Текутьев в деревне Борки Тюменского уезда в крестьянской многодетной семье, в 1838 г. Крещен был в церкви св. великомученицы Екатерины села Созоново. Родители были неграмотными, но Андрей Текутьев грамоту одолел «самоуком». В 1843 г. семья перебралась в Тюмень, где отец занялся выделкой кож. Андрей в возрасте 12 лет начал трудиться в хлебной лавке. В 15 лет он уже был старшим приказчиком, а в 17 стал управлять лавкой самостоятельно. Через три года, в 1857 г., А. И. Текутьев женился на крестьянке Тавдинской волости Евдокии Яковлевне Петрушиной, выкупив ее у хозяина лавки за карточные долги. Помог Андрею Текутьеву купец А. Т. Тимофеенков. Видя деловую хватку парня, он дал взаймы 300 руб. для открытия самостоятельного торгового дела.

Андрей Иванович удивлял своих компаньонов трезвым образом жизни, не пил даже шампанского, не любил карточной игры. Как хозяин жестко относился к пьющим рабочим и налагал на них штрафы. В Ялуторовске на ярмарке Текутьев продавал скот, купленный в уездных селах у крестьян. Однажды чуть не попал под следствие, обнаружились фальшивые 25-рублевые купюры. В деле были замешаны крестьяне, у которых он приобрел скот для продажи. Прямых доказательств его участия не нашлось, но оставили «в сильном подозрении».

Ему снова помог Тимофеенков: дал 100 мешков муки-крупчатки в кредит, чтобы продать ее с возов на Базарной площади. «Никто тогда не знал, даже, наверное, и сам Андрей Иванович, что это предложение Тимофеенкова станет первым маленьким шажком к его миллионному состоянию». Крупчатка не была ходовым товаром, т. к. дороже муки грубого помола. Текутьев предлагал купить мешок крупчатки, объясняя, что такая мука качеством выше, а это выгоднее, и предлагал на пробу 10 фунтов муки бесплатно. В первый день ушло 10 мешков. Далее количество выросло до 500. Он сам таскал мешки до 150 кг, получал товар с курганских и шадринских мельниц, позже взял двух помощников, а через три года значительно расширил дело

Вел оптовую торговлю, держал лавку, строил мельницу на окраине Тюмени — огромный пятиэтажный корпус, оснащенный современным оборудованием. Кроме трех мельниц имел несколько торговых лавок, свечное и мыловаренное производства, лесопилку, а также баржи и пароходы для перевозки грузов.

В 1899 г., в возрасте 60-ти лет, Андрей Иванович выиграл выборы на должность городского головы. В стране праздновалось 100-летие А. С. Пушкина, и первая речь городского головы Тюмени на Тринадцатые Татищевские чтения была о том, как достойно отметить эту знаменательную дату. На открытие публичной бесплатной библиотеки имени Пушкина Текутьев пожертвовал 1249 руб. и затем ежегодно давал на ее содержание 1000 руб. Желая почтить память великого поэта, Андрей Иванович также открыл начальную школу в принадлежащем ему большом каменном доме на Потаскуе. Обучение, пособия и учебники были для учеников бесплатными.

Не забыл Андрей Иванович и свою родную деревню Борки: построил и открыл там двухклассное училище, где училось 167 детей бесплатно. В апреле 1918 г. в здании школы останавливались на ночлег бывший император Николай Романов, Александра Федоровна и их дочь Мария. Дом сохранился до сих пор. Большую сумму пожертвовал благотворитель и на строительство церкви.

Так же большие средства Андреем Текутьевым выделялись на содержание построеного им городского театра, оснащение больницы ренгенаппаратом, реконструкцией Спасской церкви. В отношении последнего возражал Святейший Синод, но были сделаны пристрои, а в одном из пределов Андрей Иванович с супругой и упокоились.

Чукмалдин Николай Мартемьянович

Родился 19 (6) декабря 1836 года в деревне Кулаково Тюменского уезда в семье крестьян-старообрядцев. Начал трудиться с шести лет, помогая отцу в работе. На восьмом году родители отдали мальчика в обучение единственному грамотному человеку в деревне — старику-староверу Артемию Скрыпе. Ученье давалось легко. Трепетное отношение к обучению и книге Чукмалдин сохранил на всю жизнь.

Летом 1852 года 16-летний Николай отправляется в Тюмень в услужение к дальнему родственнику — купцу Ивану Решетникову. Позже Николай перешел работать в торговую лавку. В 1859 году после семи лет службы Николай становится компаньоном Решетниковых. Он торговал шерстью, чаем, кожей, хлебом и многим другим. Пару лет спустя вчерашний приказчик настолько окреп, что смог полностью выкупить у Решетниковых их долю в деле и обрести полную независимость.

В 1871 году, из-за недобросовестности компаньона, Николай Мартемьянович закрыл все свои дела в Тюмени и переехал в Москву, но не забывал о Тюмени. В своей родной деревне Кулаково купец построил народную школу, где бесплатно обучались дети из крестьянских семей. При школе разбил большой красивый парк. Для поддержки местных ремесленников и земледельцев учредил специальный сельский банк, неоднократно высылал им самые современные земледельческие орудия, саженцы и семена.

В 1896 году Николай Мартемьянович выкупил у Ивана Словцова, директора реального училища, редкую коллекцию флоры и фауны за 10 тысяч рублей (по тем временам большие деньги) и передал в дар Тюмени с условием, чтобы городское общество предоставило здание для музея. «Отцы города», крепко поразмыслив, предложили предпринимателю самому начать стройку. Чукмалдин поступил разумно: подарил все свои бесценные коллекции редкостей Александровскому реальному училищу и порекомендовал открывать музей для публики в праздничные дни. Позже коллекция легла в основу тюменского краеведческого музея.

Для развития коврового промысла Николай Чукмалдин создал фабрику-школу с оборудованием и учителями, выписанными из Москвы.

Николай Чукмалдин оставил самые разные по жанру сочинения. Это и воспоминания, и путевые заметки, и публицистические статьи, печатавшиеся в очень многих изданиях, и даже детские сказки. Его труды печатались в провинциальных и столичных изданиях.

Николая Мартемьяновича постоянно жертвовал средства для развития образования, культуры, экономики родных мест. Венец добрых дел Чукмалдина — каменный Свято-Никольский храм, построенный в 1901 году. Однако увидеть свое детище благотворителю было не суждено. За несколько дней до открытия и освящения храма Чукмалдин скончался. В Берлине он лечился от тяжелой болезни, завещал похоронить себя в деревне Кулаково. Около ста кулаковцев прибыло на железнодорожный вокзал Тюмени, куда доставили гроб с останками. Гроб несли на руках через весь город. Прах Чукмалдина захоронили в склепе Свято-Никольского храма.
Шешуков Кондратий Кузьмич
Уроженец деревни Кулиги Каменской волости, родился в семье ямщика.
Первичный капитал сколотил на перевозках из Кяхты, тюменский купец 2‑й и 1‑й гильдии. Владелец золотых приисков в Восточной Сибири, занимался кожевенным производством, владелец мыловаренного завода (1876 г.), владелец кожевенного завода, содействовал основанию Тюменского городского банка, в 1878 г. признан несостоятельным должником.

Участвовал в финансировании строительства старообрядческой часовни в деревне Космаковой (1843 г.). Жертвовал крупные суммы церквям, пострадавшим от пожаров, и на воинские нужды. Во время Крымской войны не раз удостаивался личных благодарностей государя и военного министра за бесплатную доставку к месту назначения орудий и боеприпасов.
На свои средства построил здание Тюменского уездного училища (1853 г.), здание для Тюменского женского приходского училища (прогимназии) (1856−1858 гг.), жертвовал на постройку городского водопровода.

Потомственный почетный гражданин, актер тюменского любительского театра (1858 г.). Жена — Шешукова Василиса Ивановна (1807−2‑я пол. 1860‑х). Шешуковы воспитали пятерых сыновей и дочь.