Сельские школы

Сельские школы

Во второй половине XIX в. больше половины взрослого населения России не умели читать и писать. Особенно ярко это проявлялось в крестьянской среде. Главным для крестьян было не знание грамоты, а умение считать. Интересно, что многие торгующие крестьяне было неграмотными или малограмотными. Многие крестьяне учились грамоте самостоятельно, дома от старших членов семьи или случайно оказавшихся в деревне «бывалых» людей — солдат, ссыльных из высших сословий.

Переход к новым экономическим отношения в пореформенный период сопровождался большими изменениями в культурной жизни Сибири. Под влиянием потребностей экономики возросла тяга народа к образованию, увеличилось количество школ. Этот процесс, начавшийся в 1860-х гг., интенсивно продолжался и в последующие десятилетия. Росту народного образования способствовало открытие новых гимназий, реальных училищ, городских и сельских школ.

В сельской местности к началу ХХ в. открылось большое количество разных школ: ремесленные, лесные, промысловые, торговые, а также отделения общеобразовательных учебных заведений. Рост количества школ потребовало большего числа учителей, которых готовили городские учебные заведения светские и церковные. Молодые девушки ехали в деревню, чтобы там совершать свои подвиги на ниве народного просвещения.

Инородческие и монастырские школы

Своеобразную роль в деле народного образования играли монастыри. При монастырях были открыты инородческие школы, где обучались дети ханты, татар и русских.

Одной из старейших была церковно-миссионерская школа Кондинской обители. В 1870 г. в миссионерской школе обучалось 33 чел. (17 русских, 6 инородцев). В 1891—1909 гг. в ней обучалось 155 русских и 151 ханты.

В 1885 г. была открыта инородческая школа при Абалакском Свято-Знаменском монастыре. В 1892 г. школа была переведена в Тобольский Знаменский монастырь, а в Абалаке оставлена русско-татарская четырехклассная школа. В 1892 г. в инородческой школе Тобольского Знаменского монастыря обучалось 8 чел. (7 ханты, 1 ненец), в 1893 г. — 17 (13 ханты, 1 русский). В Абалакской школе в 1893 г. было 33 ученика (23 русских, 10 татар).

В 1867 г. была создана школа для девочек при Иоанно-Введенском монастыре. В феврале 1881 г. школа была преобразована в Тобольское епархиальное женское училище. Для училища было приобретено новое здание на Большой Ильинской улице. В штате преподавателей епархиального женского училища было 3 человека с академическим образованием: И. Я. Сырцов (русская история), И. А. Орнатов (физика), Н. Г. Грифцов (педагогика). Кроме того, преподавали и два студента семинарии: М. Ф. Лебедев (география) и П. И. Новгородский (словесность). Преподавание русского языка и арифметики выполняли две учительницы, выпускницы Мариинской женской школы Л. Е. Знаменская и Л. Е. Рещикова. Число воспитанниц постоянно росло. В 1867/66 уч. г. обучалось всего 11 девушек, в 1883/84 уч. г. ‑ 88 девушек, а в 1907/08 уч. г. — 276 человек. По существующему правилу, в училище принимали девочек не моложе 10−12 лет. Для 8−10 летних девочек имелись подготовительные классы. По окончанию училища, в возрасте 17−19 лет, молодые девушки служили учительницами в церковно-приходских школах и школах грамотности.

В самом Иоанно-Введенском монастыре в 1884 г. открыта инородческая школа. В 1892 г. в ней обучались 17 учеников (9 — дети крестьян, 8 — мещан). В школе трудились два учителя (священники Иона Копылов и Николай Ильинский) и две учительницы (Благочинская и Бурелкова).

Интернаты

Национальные школы Севера

Система школ-интернатов для коренных народов Севера Западной Сибири начала складываться в 1920-е гг., с приходом советской власти. В 1920−30-е гг. интернаты были делом добровольным. Вплоть до 1950-х гг. родители удаленных районов тундры часто прятали детей, препятствуя тем самым их обучению. Целенаправленный, а порой насильственный сбор детей в школы-интернаты начался с 1950-х гг. Несмотря на драматизм ситуации, интернаты за несколько десятилетий встроились в культуру коренных малочисленных народностей Крайнего Севера.

После распада советской системы образования в 1990-е гг., национальные занятия, такие как оленеводство, во многих районах Севера пришли в упадок. И тогда региональная интеллигенция стала говорить о том, что интернаты лишь способствуют оттоку коренного населения с северных территорий. Разрушается связь поколений, дети забывают язык и культуру предков, не хотят возвращаться в тундру после более комфортной жизни в посёлке — в итоге и оленеводство, и связанная с ним культура, и национальные языки могут кануть в лету. Поэтому, возвращение детей в естественную образовательно-культурную среду с целью реализации всеобщего права на образование приобрело новый размах.
Ямальская школа-интернат

История деятельности Ямальской школы-интерната — самой большой в России по количеству учеников — насчитывает более семи десятилетий. Школа была открыта в ноябре 1932 г. при Ямальской культурной базе. Первоначально здесь учились всего шесть человек: родители боялись отдавать своих детей в чужие руки. Однако постепенно ситуация изменилась. В 1966 г. школу-интернат возглавил Н. Н. Почекуев. При нём было построено новое здание, в котором проучилось не одно поколение ярсалинцев. В конце 1970-х гг. у школы появился свой лагерь труда и отдыха на хуторе Репнино в Волгоградской области. В начале 1990 гг. благодаря стараниям директора Н. П. Вэлло в школе-интернате был открыт первый компьютерный класс, а под руководством учителя истории Г. С. Зайцева создан школьный музей.

В настоящее время в Ямальской школе-интернате обучаются более одной тысячи человек, половина из них — дети тундровиков. Учреждение имеет хорошую материально-техническую базу. Среди выпускников Ямальской школы-интерната много известных в округе людей: кандидат биологических наук, учёный, автор более 150 научных публикаций и популярных статей Сергей Петрович Пасхальный, старший научный сотрудник Института ядерных реакторов Российского научного центра «Курчатовский институт» Николай Львович Чечулин, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Ямал — потомкам!» Александр Вадетович Евай, заместитель губернатора ЯНАО, директор Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Лидия Патьевна Вэлло, глава муниципального образования Ямальский район Андрей Николаевич Кугаевский.

Во многом благодаря таким учреждениям, как Ямальская школа-интернат, численность представителей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни, за последние 20 лет в ЯНАО остаётся неизменной.

Мектебе

Образование сибирских татар и бухарцев до начала ХХ в. было сугубо исламским.

Высшие учебные заведения — медресе, появились в Сибири в середине XIX в. Открывали их в городах и крупных населенных пунктах, где богатые люди могли содержать их за свой счет. Преподавателями (мударрисами) в медресе являлись в основном выпускники среднеазиатских, чаще всего, бухарских медресе. Основную программу обучения составляло богословие. Другие учебных дисциплин было немного, и они имели вспомогательный характер.

Мектебе — начальные школы, которые существовали почти при каждой мечети. В 1851 г. в Западной Сибири действовало 188 мечетей. В селе Ембаево Тюменского уезда уже в первой половине XIX в. действовало несколько мектебе, в которых обучались дети сибирских татар и бухарцев.

Обычно учителем (мугаллимом) в школе числился местный имам ‑ мулла, но практическое обучение осуществлял хальфа. Обычный хальфа — это недоучившийся в медресе пожилой человек, не имеющий педагогического образования.

Имам и хальфа оплату за обучение не получали. За обучение детей родители платили натурой (зерном, мясом, маслом и т. д.). Мектебе обычно размещалось в небольшом домике, приобретенном на общественные средства. Ученики занималась, сидя на полу.

Главным учебником в мектебе являлся Коран. Он изучался на протяжении всего срока обучения ученика в школе. Начинающего ученика знакомили с арабскими буквами, а затем начиналось чтение. В первый год обучения ученик должен был выучить одну суру Корана — «Йа син» («Ясан») (36 сура Корана, состоит из 83 аятов). На втором году обучения ученику предлагалось выучить неполный список Корана, в виде его седьмой части, которая является отдельной книгой. — «Хафт-у-йак шариф» (Священный Хефтияк). На третий и четвертый год учение пробовал свои силы в чтении Корана целиком. От ученика добивались, чтобы он мог бегло читать Коран и выучить наизусть отдельные его главы.

В мектебе также учили письму. Письменные задания сводились к переписыванию книг религиозного содержания. Посещали мектебе и девочки, но они учились обычно у жены муллы (муллина, абыстай), за исключением того, что девочки практически не упражнялись в письме.

Кроме имама в некоторых деревнях обучали странствующие учителя. Например, в юртах Нердинских детей обучал отставной солдат. Родители платили ему по 30 копеек за ученика. В этой школе училось 50 мальчиков и 30 девочек.

По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. уровень грамотности у сибирских татар был выше, чем у русского населения. Среди мужчин грамотными были 25,4% (против 17,5% у русских), среди женщин — 16,8% (против 4,6%). Однако эта грамотность была не на русском, а на арабском языке. Среди грамотных татар писали и читали по-русски всего 7%.

Низшая сельскохозяйственная школа

21 января 1900 года в д. Соколовке Бронниковской волости Тобольского уезда была открыта низшая сельскохозяйственная школа. Основателем школы являлся агроном Тобольской губернии Николай Лукич Скалозубов. В школу принимали юношей 14−18 лет, получивших подготовку в народных училищах. Школа имела 203,65 десятин пахотной земли, специально оснащенные учебные кабинеты и производственные мастерские, луга и пастбища и прочее.

Главной целью школы было знакомство учащихся, которые приехали из Ишимского, Ялуторовского, Туринского и Тарского уездов Тобольской губернии, c грамотным ведением сельского хозяйства. Обучение было рассчитано на 4 года.

Учащиеся школы изучались общеобразовательные предметы, специальные дисциплины и занимались практикой. Обучением занимались опытные специалисты сельского хозяйства с Н. Л. Скалозубов, А. С. Агапов, Н. И. Вентцерь, Н. В. Войтеховский, В. И. Кайгородов. Преподаватели школы вели научные исследования, результаты которых были опубликованы в сборнике «Труды низшей сельскохозяйственной школы». Также в школе имелись врач, фельдшер, воспитатель, управляющий, законоучитель, письмоводитель, мастер маслоделия, столяр, эконом, садовод, огородник, конюх, кучер, водовоз, лесник, сторож, кухарка в общежитии, швея, прачка, доярка и лесообъезчик.

В течение многих лет школа готовила специалистов для сельского хозяйства, поддерживали связь с крестьянами. В ноябре 1915 г. сельскохозяйственная школа была переименована в низшее сельскохозяйственное училище.

Школы

Важнейшим условием формирования грамотности населения выступает наличие доступных и востребованных обществом типов учебных заведений и в итоге ‑ развитой системы обучения.
Во второй половине XIX ‑ начале ХХ вв. существовали различные типы учебных заведений: церковно-приходские школы, инородческие школы, прогимназии, гимназии, уездные училища, епархиальные училища, духовная семинария и частные школы. Они находились в ведении Министерства народного просвещения, Святейшего Синода, принадлежали частным лицам.

Церковно-приходские школы были основным типом учебных заведений в Тобольской губернии в это время. По данным Н. М. Ядринцева, в 1879 г. в Тобольской губернии существовало 272 учебных заведения с 8315 учащимися, из них 199 церковно-приходских школ, в которых обучалось 4424 человека. По численности учебных заведений и количеству учащихся Тобольская губерния в это время превосходила остальные губернии Сибири. К примеру, в Томской губернии существовало 185 учебных заведения с 6611 учащимися.

В обязанности священников, как их руководителей, входила забота о поиске средств для поддержания существования школы, внеклассная работа с учащимися по поводу религиозно-нравственного воспитания. Священники являлись преподавателями закона Божьего, кроме этого «учителем обычно был заштатный дьячок, старая девица (вековушка или черничка), деревенская келейница или отставной солдат».

В 1913 г. в Тобольской губернии действовало 445 церковно-приходских школ, в которых обучались 20 856 учеников. Кроме того, в уездах было 23 школы грамотности (585 учеников).