Крестьянское хозяйство

Типы сельских поселений

Для человека несведущего, приехавшего из мегаполиса в сельскую местность, все населенных пункты будут «деревня».

Изучая жизнь древних людей, ученые делят поселения на два типа — селища и городища. Селища — неукрепленное поселение, городище — укрепленное. Слово «селище» созвучно со словами «жилище» и «обиталище». По словарю В. И. Даля городище — это город, но в «увеличенном» смысле. Однако другие словари трактуют «городище», как «место, где раньше был город». Города в Древней Руси назывались «грады». Чаще всего грады были крепостями, а за их пределами возникали «посады» и «слободы». В посадах жили торговцы и ремесленники, а слободы — поселками, где жили люди одного занятия (оружейники, гончары, бондари и т. д.).

Чаще всего мы слышим о двух типах крестьянских поселений — деревня и село. Если спросить обычного человека чем они обличаются, то чаще всего вам скажут, что размерами. Такое определение дает и словарь С. И. Ожегова: «Деревня — крестьянское селение… село — большое крестьянское селение (в настоящее время — административный центр сельского района)». Однако еще в начале ХХ в. разница между ними была иная: «деревня» могла быть очень большая, но «селом» называли лишь ту, где была церковь. Понятия «деревня» и «село» очень старые, они упоминаются в документах XIV века.

Деревня, которая держалась общинным строем, старалась оградить себя от неугодных людей. Именно с ними чаще всего связывают слово «выселок» (выселить). Однако многие выезжали из деревни сами на выселки и хутора.

При слове «погост» у многих мурашки по телу, сегодня слово имеет лишь одно значение — кладбище. Однако в старину так назвалась административно-территориальная единица. Погост состоял из церкви и нескольких деревень. В дальнейшем на смену погостам пришли волости.

Выселки

Выселки — тип крестьянских поселений, жители которых выселились из другой деревни или села на свободную землю.

В словаре В. И. Даля дается такое объяснение слова «выселок»: Высель, выселка или выселки — поселки или новоселки, поселения из ближайших выходцев, отделившихся или занявших пустошь или заполье.

В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона дается похожее определение: «так называются небольшие, сравнительно недавно возникшие ceлeния, жители которых выселились большею частью из соседних селений. Обыкновенно выселки носят название того селения, из которого большинство жителей выселилось»

Историк П. А. Словцов в своей работе «Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году» так описывал выселки села Кугаевского Тобольского уезда: «Три деревушки в виду села разместившиеся, слывут здесь выселками. Недостаточные крестьяне снискивают свое продовольствие продажею в городе всех деревенских произведений и дичи, а зажиточные скупают в других деревнях, ниже по Иртышу лежащих рыболовные пески, и готовят от себя неводы, чтобы при наступлении зимы получить от них свежую рыбу, которую отправляют по первой дороге в Тобольск, и главнейшее в Екатеринбург, на ярмарку Екатерининскую».

В 1904 г. на территории Тобольской губернии находилось 219 выселков. Тройку лидеров возглавляли Тобольский уезд (93), Ишимский (42) и Ялуторовский (30).

В советское время выселки были преобразованы в поселки и деревни.

Деревни

Деревня — крестьянское поселение, в котором нет церкви.

В первой половине XVII в. самым распространенным типом поселений являлись малодворные деревни, состоящие из одного-двух дворов. Они располагались около городов и острогов, вблизи торговых путей. Под Тюменью появились деревни Олешки и Михалки Насекиных, Тренки Кулакова, Степана Молчанова. Житель тюменского посада Семейка Гилев основал деревню Гилево. Вверх и вниз по Туре стояли малодворки Ларьки Гусельникова, Первушки Букина, Созонки Быкова и другие.

В первой половине XVII в. окрестности Тюмени и Тобольска были уже достаточно заселены и освоены. Например, в Тюменском уезде в 1623 г. имелось одно село и 91 деревня, в которых было 146 дворов.

Название деревни получали по имени или прозвищу первого поселенца, например, д. Дурынинина Тобольского района ‑ от Ивана Дурыни, д. Бесова (там же) ‑ от Лари Беса.

Постепенно размеры деревень и их численность увеличивались. К концу семнадцатого столетия преобладали селения, имевшие по 10 и более дворов. Наиболее успешно хлебопашество развивалось на реках Туре и Тоболе, здесь было несколько сотен деревень и проживало более 10 тыс. крестьянских семей. Крестьяне обрабатывали около восьмидесяти тысяч десятин земли и собирали с них более миллиона пудов зерна. Это позволило полностью отказаться от хлеба, привозимого из Европейской России.

В первой половине XVIII в. крестьяне активно осваивали лесостепную и степную зоны междуречий Тобола и Ишима, Ишима и Иртыша. Появились новые крестьянские поселения. Во второй половине в междуречье Тобола и Ишима возникло 16 деревень и села Уктузское, Бердюжские, Армизонское. В 1782 г. основано село Сладково. Таким образом к концу века эта территория была достаточно заселена и освоена, а хлеба с нее собирали больше, чем с пашни на Туре и Тоболе.

В последующее время освоение сибирских земель продолжалось. Появлялись новые деревни, росла старые населенные пункты. Кроме того, после отмены крепостного права в Сибирь устремились за лучшей долей сотни тысяч безземельных крестьян.

В начале ХХ в. частым явлением были деревни, в которых проживало до тысячи жителей. В деревнях имелись школы, кузницы, торговые и винные лавки, водяные и ветряные мельницы.

В 1904 г. на территории Тобольской губернии учтено 3304 деревни, большинство из них находились в Тобольском уезде (693), Курганском (434), Ишимском (465) и Ялуторовском (394). Сел отмечено 226. Наибольшее их количество было в Тарском уезде (50), Тобольском (36), Ишимском (34) и Тюкалинском (33). Заимок было 128, из них в Тарском уезде — 44, Ишимском — 36, Курганском — 18.

Заимка

Заимка — крестьянское поселение, обычно однодворное, на территории, занятой по праву первого владения.

В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона «Заимка ‑ занятие и присвоение бесхозяйных земель, а затем и самая земля, на этом основании занятая (в Сибири — место, занятое под хозяйство с избой и прочее, дача, ферма, хутор, мыза).

Первыми русскими поселенцами Сибири являлись выходцы с Русского Севера ‑ Великого Новгорода, Пскова, Тотьмы и других городов. Русские поселенцы селились на местах, не занятых татарских населением: «на плоском логу», «на ерике», «при болоте» и т. д. Именно от заимок ведут свое начало многие деревни и села Сибири.

Словом «заимка» также именовались отделенные населенные пункты — охотничьи, рыболовецкие.

Погост

Погост – административно-территориальная единица на Руси.

В Древней Руси погостами называли места, куда крестьяне свозили урок (определенное количество дани) для своего князя. Во время распространения христианства на погостах были построены церкви. Со временем этим словом стали обозначать населенный пункт с церковью и кладбищем. В более позднее время погост – это несколько малодворных деревень с приходской церковью и кладбищем. Деревни, приписанные к приходу этого храма, определялись как «того-то погоста деревня».

В первой половине XVII в. окрестности Тобольска были уже достаточно заселены и освоены. Кроме деревень, в Тобольском уезде было два погоста – Преображенский и Рождественский (Кугаевский). Первый находился на Абалаке в 20 верстах от Тобольска, в нем было 4 двора причта и 16 дворов посадских, пашенных и оброчных крестьян. Второй погост с церковью во имя Рождества Христова лежал при Иртыше вниз от Тобольска в 10 верстах; этот погост состоял из 3 дворов причта и трех дворов пашенных и оброчных крестьян.
В XVIII в. термин «погост» продолжал употребляться в значении церковный приход.

Село

В древности селом именовались поселения земледельцев (название происходит от праславянского слова «село» ‑ пашня). В Древней Руси так называли княжеские загородные имения. В более позднее время так именовали помещичью усадьбу или крестьянское поселение с церковью.

Название многих сел традиционно оканчивается на -о, например: Булашево, Бронниково, Карачино. В терминологии XVIII — начала ХХ вв. встречалось написание на -ое, например, Абалакское, Каштакское, Кугаевское.

Село являлось центром церковного прихода, в который объединял до нескольких десятков деревень. Например, в приходе Преображенской церкви села Преображенского Абалакской волости Тобольского уезда в 1917 г. было 34 населенных пунктов, в которых находилось 956 дворов и проживало 7302 жителя (3669 м., 3633 ж.).

В советское время села стали центрами районов или сельских советов.

Слобода

Слободы — тип поселений в Русском государстве XI—XVII вв.еков, население которых освобождалось от налогов и повинностей, ложившихся на тягловое население (слобода от слова «свобода»). Население слобод несло определенный вид службы.

Слободы занимали промежуточное положение между городом и деревней. В семнадцатом столетии они получили широкое распространение. В них находились дворы служилых людей, духовенства, ремесленников и часть крестьянства. Названия слобод говорили сами за себя — «Казачья», «Ямская» и прочее.

В 1601 г. по указу царя Бориса Годунова в Тюмени был учрежден первый в Сибири ям. Из Европейской части страны сюда были присланы 50 ямщиков, на которых возложили гоньбу от Тюмени до Тобольска и Туринска. Сначала ямщики жили на посаде, а в 1605 г. переселись за речку Тюменку. Там возникла Ямская слобода.
На территории Тобольского уезда одной из первых была построена Куларовская слобода. В 1640 г. в ней проживало 14 крестьян, в 1645 г.

Слободы были основательно укреплены и являлись административными и религиозными центрами. Некоторые из слобод в дальнейшем переросли и в города, например, основанная в 1670 г. Коркина слобода стала городом Ишимом.